Культура мать наша

Культура мать наша

Сенсорная система человека принимает сигналы от окружающего его мира. Сигналы, принятые на сенсоры, преобразуются в формы. Для понимания форм требуется их интерпретация. Формы должны быть описаны. Интерпретация форм, увязанная в целостную систему, являет собой Описание мира. Описание мира может быть как общее, так и индивидуальное.

Описание мира необходимо для возможности взаимодействия с ним.

Для того, чтобы Описание мира стало целостной системой необходим базис.

Базисом может служить Культ.

В широком смысле Культ — это почитание обществом того, что оно считает абсолютным, безусловным, неподвергаемым критике.

Культ становится «отправной точкой» для взаимодействия общества с окружающим миром. Культ ложится в основу Описания мира. Но это только базис. Фундамент. Описано должно быть всё, с чем сталкивается Человек, всё, с чем сталкивается общество. Это создаёт условия для появления Культуры. Культура надстраивается над базисом и выполняет сразу несколько функций: защиту Культа, питание Культа и задает правила и методы описания всего, с чем сталкивается Человек и общество, имеющие базисом тот или иной Культ.

Культ лежит в основе Описания мира. Соответственно, Культура выполняет задачу совместно-общего Описания мира.

Разные Культы порождают разные Культуры. Что, в свою очередь, приводит к разным Описаниям мира.

Культ — базис Описания мира. В этом случае Культура, как надстройка над базисом задает общие правила Описания мира, более того — является ими.

Культ как базис, Культура как надстройка над базисом помимо общего Описания мира создает и индивидуальное Описание мира. Индивидуальное описание Мира уникально, но, при всей своей уникальности, строится на имеющемся базисе (Культе) и общих правилах (Культуре).

Человек приходит в уже состоявшийся Мир с устоявшимся базисом и сформированной Культурой. Человек учится взаимодействию с Миром в рамках имеющегося базиса и правил. Что, в свою очередь, является основополагающим фактором формирования и Человека, и общества. Культ и Культура детерминируют Человека и общество.

Дальнейшее существование Человека и общества происходит под тотальным диктатом правил (Культуры), надстраиваемыми над базисом (Культом). Человек и общество претерпевают обусловленность этими факторами. Поскольку Культура, надстраиваемая над базисом, определяет и воспроизводит сама себя, Человеку не остается ничего, кроме как быть ее объектом. Переносчиком Культуры. Общество, сформированное Культурой, также является ее объектом.

Человек и общество через Культ как базис и Культуру как надстройку над базисом, попадают в жесткую парадигму Описания мира. Человек, как носитель Культуры, как ее объект, как ее переносчик и как средство для существования Культуры становится мощным бастионом защиты существующего Описания мира. Живет в имеющемся Описании мира, репродуцирует его, защищает его. Становится его объектом. Объектом в том понимании, что не делает попыток описать мир иначе, полностью определен имеющимся Описанием мира, защищает его и присваивает статус Истины.

Существует под диктатом Описания мира с одновременным репродуцированием и поддержанием диктата.

Что стоит за Описанием мира? То, что стоит за описанием, до Культа, до Культуры, до диктата описания, то, что существует как вещь в себе можно назвать Истиной. Стоит отметить, что здесь речь не об Истине. Термин вводится для раскрытия мысли об Описании мира и Мира-вне-описания. Термин удобно подходит для этого.

Таким образом Описание мира можно интерпретировать как описание Истины. Всё, о чем написано выше является средством описания Истины. Культ, Культура, базис, правила, Описание мира — ни что иное как средство описания Истины. Как известно, описание Истины равно самому себе, но никак не Истине. Истина изреченная есть ложь.

И, конечно же, главнейшим средством описания Истины является Язык (не орган во рту, а знаковая система). Культура народа заложена в его Языке, формируется и поддерживается Языком. Культура задаёт правила описания Истины. Возможно, когда-то давно, Человек мог существовать вне Языка и воспринимать Истину напрямую. Воспринимать Мир-вне-описания. Но потом что-то произошло, появился Язык и Истина подменилась описанием. Появились Культы, породили Культуру, сложились правила Описания мира и дальнейший диктат форм над Человеком и обществом.

Можно ли выйти из-под диктата?

Можно!

Понимание происхождения и устройства диктата есть первый шаг к выходу. Возможность прекращения индивидуальной бытийности как объекта Культуры, раскрытие творческого начала и становление субъектом Культуры — следующий шаг к выходу из-под диктата. Здесь под объектом Культуры понимается ее переносчик, а под субъектом — ее творец. Творцу не требуется ни базис для описания Истины, ни базис для Описания мира, ни, тем более правила для формирования описания. Творец может создавать, творить описание вне любых правил. Пользоваться любыми имеющимися средствами и методами, а также создавать новые.

Творцами могут быть все, но не все действительно являются ими. Пробудить творческий потенциал, пробудить творческую активность можно понимая правила Описания мира, правила описания Истины. Находить способы целенаправленно выходить из-под диктата правил.

Выход из-под диктата правил, диктата Культуры позволяет изменить индивидуальное Описание мира, изменить правила его описания. Это, конечно, не является полным освобождением от диктата, но позволяет привносить свои правила и способы в формирование Описания мира.

Однако, стоит помнить, что Описание мира, описание Истины производится исключительно средствами Языка. Какое бы описание не было, — оно остается описанием. Не Истиной, а описанием Истины.

Свои правила Описания мира дают лишь некоторые степени свободы. Поскольку приходится жить в мире обусловленном Культурой, обусловленном Языком, выйти за рамки можно только прекратив подчиняться диктату Культуры, находя способы взаимодействия с Окружающим Миром вне Языка.

P.S. Не следует путать Культуру с воспитанием, Культуру с правилами совместного существования. Не следует понимать выход из-под диктата правил как вседозволенность. Выход из-под диктата не означает контрдействия. Выход из-под диктата означает его рефлексию, понимание его наличествования, понимание способа его воздействия. Выход из-под диктата означает осознание обуславливающего действия, совершение действия не как ответ на раздражитель, не как ответ на внешний стимул. Но как действие из собственной творческой активности. Правила остаются, но не являются определяющим, обуславливающим фактором.

© Bлaдимиp Meлeшин
20 февраля 2020 г.