Миф и сознание

Миф и сознание

Сознание упорядочивает хаос.

Феноменальный мир есть упорядочивание сознанием хаоса. Упорядоченность разворачивается как сумма гештальтов.

Человек — элемент этого порядка. Не носитель сознания, а результат действия сознания по упорядочиванию хаоса. Человек сталкивается с феноменальным миром, но, чтобы действовать в нем, феноменальный мир должен быть связно описан.

В контексте данного авторского вымысла миф — это созданное человеком связное описание феноменального мира. Это еще не определение, определение будет ниже.

* * *

Человек впервые увидел мир. Столкнулся с действительностью. Увидел феноменальное нечто, окружающее человека. Возможно, столкновение произошло от того, что человек смог выделить себя из неразделенного Космоса, деля его на себя, выражая свою субъектность, и на объекты — всё, что противопоставилось человеку. Перед человеком оформилась задача увязать всё, что находится перед ним для освоения способа взаимодействия с окружающим миром и при этом сохранения собственной жизни.

Увязывая феноменальный мир человек принялся создавать миф. Человеку нужна определенность. Появился миф о происхождении космоса и вселенной, о происхождении мира и человека, о месте человека в мире, о происхождении благ и о конце времен.

* * *

У понятия «миф» много определений. Достаточно обратиться к источникам информации, и они предстанут во всей красе. Однако, текст написан для решения конкретной задачи и для подготовленной публики, поэтому определение будет свое и под конкретную модель.

* * *

Миф — организованность смыслового контента, являющаяся основанием для целеполагания и развертывания модели поведения, а также базисом для Картины мира (контекстуальное определение).

* * *

Миф как связное описание феноменального мира перед выделившим себя из него субъекта. Миф учитывает все важнейшие вопросы, возникающие у человека: происхождение мира, происхождение человека в нем, источник благ и конец времен. Коллективный миф — общее описание, персональный миф — индивидуальное описание. Миф дается человеку с рождения.

Персональный миф опирается на коллективный, но всегда остается уникальным. Родители и социум объясняют как все устроено и обучают пользоваться феноменами окружающего мира, дают базовые шаблоны и настройки. Человек обретает опыт соотносящийся с мифом и обуславливаемый мифом. Помимо этого, опыт пополняется индивидуальным набором знаний, пониманий, прочитанной литературы. Получается уникальное связное описание — персональный миф.

Коллективный миф меняется под воздействием культуры. Управляя культурой можно менять коллективный миф — общее связное описание феноменального мира. В других описаниях по-другому будут происходить процессы. Понимая как устроена психика и система восприятия человека можно создавать такие культурные формы, которые вне осознания будут стимулировать архетипические базисы. Никакие дорогие и страшные излучатели не нужны :).

* * *

Примером может служить любой человек, прочитавшего труды Кастанеды и подогнавший этот известный миф под себя, свою жизнь и деятельность. Нельзя сказать, что он полностью пребывает в мифе Кастанеды, его индивидуальный миф — смесь ценностей, импринтированных в раннем детстве, культурного контекста, нового мифа и аналогий из индивидуальной реальности. Т.е. это его персональный, уникальный миф, опираясь на который он создает собственную Картину мира и взаимодействует с окружающей действительностью. Это действительно не только относительно Кастанеды, но и для любых прочих существующих мифов.

* * *

Вот тут начинается самое интересное. Сформировав персональный миф, человек попадает в его же ловушку. Мир познается через категории мифа. Любые инсайты не выходят за пределы мифа. Любые озарения, просветления и понимания «как на самом деле» остаются внутри мифа. В принципе, это касается всего: йоги, китайских практик, индуистской многобразности и многого другого. Все, все без исключения акты понимания случаются внутри мифа, и состоят из категорий мифа, организуются в его категориях.

* * *

А это значит, что все понимания «как на самом деле» ровным счетом ничего не стоят.

Ценность имеет только позиция из которой это становится ясно.

В таком случае и медитация не нужна, ибо она тоже не выходит за пределы мифа. Но, как говорится, чтобы это понять нужно много и долго медитировать.

* * *

Далее пояснения для тех, кому аббревиатура ПН известна.

* * *

ПН, хоть и утверждает что не является онтологией, однако, в умелых руках неофитов вполне превращается в неё, и, более того, как написано выше, ложится в основу конструирования персонального мифа. Вот тут ПН и становится онтологией, превращается в персональный миф. И далее весь опыт, инсайты, понимания, ясности укладываются в категории мифа. Хорошая новость в том, что ПН выводит в позицию, откуда этот миф конструируется. И это главное.

* * *

Но, ловушка мифа крепка и надежна. Любое инсайт становится основой для мифа. Инсайт что это так — тоже миф. И какое бы понимание происходящего не случилось, оно сразу становится мифом о происходящем. Персональным мифом об устройстве мира. Мифом о том «как на самом деле». Миф о мифе, о мифе, о мифе…

Возможность выбраться из ловушки есть. Во-первых это понимание что миф есть результат конструирования. Во-вторых, в осознании источника конструирования. В результате ВМ мы занимаем позицию, из которой конструируем, как минимум, ЯЕ и ЯЕВ. Но секрет не в этом, а в осознании как это делается.

* * *

Из ловушки нужно выбираться.

Возвращаясь к вышенаписанному можно утверждать, что мы, — люди, можем структурировать континуум.

Встречаемся с феноменальным миром и могли бы связывать его феномены по собственному произволу. Однако, что-то не так. Мир жестко структурирован, а мы жестко вписаны в его структуру.

А чем или кем структурируется мир? Нами и структурируется. Сталкиваясь с миром мы структурируем его исходя из строения органов чувств (сенсоров), называя предметы мы структурируем мир языком, создавая ценности мы структурируем мир Культурой. Но, пока эти процессы не осознаются, можно сказать, что не мы что-то структурируем (можем, да не можем), а мир структурируется нами. Нашими органами чувств, нашим языком, нашей культурой. А мы… Мы объекты структурирования.

* * *

Мифу нужна среда развертки. Средой для развертки мифа является сознание. Миф разворачивается как содержания сознания. Первое, что нужно сделать, выйти за пределы мифа. Это сложно, т.к. любое озарение о нахождении вне мифа такой же персональный миф «о нахождении вне мифа». Способы есть. Различные традиции эту тему понимали и способы нашли. Мы тоже знаем способ. Одним из базовых инструментов в этом способе остается ВМ.

В результате ВМ мы занимаем позицию разотождествленную со всеми содержаниями сознания, где под содержаниями сознания понимаем все то, что «находится перед» наблюдающим субъектом, все то, что может стать объектом понимающего сознания — восприятия, мысли, образы, эмоции, сновидения, состояния.

Далее, в результате нехитрых действий, мы занимаем разотождествленную со всеми без исключения содержаниями сознания позицию, из которой начинаем порождать новые содержания, которых ранее не было. В этот момент становится понятно, как происходит конструирование. Раз можно сконструировать одни содержания сознания, то можно сконструировать и другие.

Метафорически можно представить перед условным наблюдателем (разотождествленная позиция) ларец (среда содержаний сознания), в котором усилием наблюдателя разворачивается миф об устройстве и ларца, и его содержимого. И вот наблюдатель так увлекается содержимым, что напрочь забывает и о ларце, и о позиции «снаружи». Ловушка захлопывается. Далее порождение содержаний ларца происходит как реакция на уже существующие содержания.

* * *

А что ПН? ПН выводит исследователя к источнику порождения мифа. А с ним и к источнику всех остальных мифов.

Занимая позицию (нет никакой возможности дать словесное определением позиции, ибо определением будет сама процедура занятия позиции, определение оперционально), используя навык рефлексии и контрафлексии, разотождествляясь с имеющимися содержаниями сознания исследователь способен в сознание, как в среду развертки, вносить новые содержания. Иными словами, оказывать воздействие на акт упорядочивания хаоса. Это приводит к реорганизации персонального мифа, пониманию способа достижения реорганизации и осознания произвольного усилия, коим реорганизация становится возможна.

А как реорганизовать коллективный миф? Через внесение коллективных содержаний сознания в общую среду развертки. А именно, новых культурных форм, привлекающих внимание и встраиваемых в персональные мифы. Когда критическая масса культурных форм в персональных мифах превысит свои пороговые значения, миф станет коллективным.

Мир изменится.

© Bлaдимиp Meлeшин в соавторстве с Оксаной Завадской
21 января 2021 г.