БИ, йога и безупречность

БИ, йога и безупречность

Как сказал Ницше Der Mensch ist Etwas, das uberwunden werden soil — Человек есть нечто, что должно превозмочь.
Существует много различных способов для «превозмогания», где БИ — лишь один из многих. Но почему все-таки именно БИ? Об этом ниже.

БИ (пример на древнем самурайском искусстве Иай-до)

Суть Иай-до заключается в поражении противника сразу при извлечении клинка. Мастер Иай не допускает столкновения. Мастерство предполагает закончить всё, не дав не то, что развиться, — начаться.

Разумеется, возникает вопрос: на кой это нужно в современном мире. Сейчас не принято ходить с мечами. Тем более, с их помощью решать проблемы и вопросы социального взаимодействия. Вы абсолютно правы. Давайте немного перефразируем. Иай — искусство совершения нужного действия в нужное время. Не совсем понятно, поэтому перефразирую еще раз.

Иай — искусство совершения правильного действия в подходящее время.

Требуется немного расшифровки, чтобы суть искусства стала максимально понятной.

Пояснение требует термин «правильное действие». Какое действие правильное и кем определяется его правильность?

Правильным можно считать любое действие, быстро и эффективно приводящее к цели. Чем быстрее и эффективней действие приводит к цели, тем оно правильней. Как видно «правильность» не имеет ничего общего с общепринятым дуализмом: хорошее-плохое, доброе-злое и т.п. Если суперзлодей решил уничтожить мир, то, в его случае, правильными будут действия, по кратчайшей траектории приводящие к результату. Соответственно, для супергероя, правильными будут совершенно иные действия. Всё зависит от цели.

Раскрывая понимание правильности в данном контексте нельзя не упомянуть такой термин, как «безупречность».

Именно «правильное» действие будет безупречным.

Таким образом, БИ позволяет обучиться навыку совершать правильные действия. В более широком смысле БИ обучает безупречности.

Именно этот аспект делает получаемый навык бесценным в современном (впрочем, в любом) обществе. Безупречные действия всегда будут давать преимущества в любом социуме. Но дело даже не в этом. Правильность действий, безупречность позволяет достигать цели безотносительно самих целей. Т.е. навык может быть реализован на любом поле: социальном, правовом, духовном, изыскательском, творческом и т.д.

Второй аспект, которому можно обучиться в БИ — выделение «подходящего времени». Т.е. для каждого действия должно быть подходящее время. Действие, совершенное в неподходящее время не приведет к результату, не приблизит к цели. Действие станет «правильным» только в том случае, если оно максимально выписывается в происходящий контекст.

Это приводит к необходимости выделения контекста. Однако, контекст сам по себе не выделяется. Требуется реорганизация внимания. Нужно освоить навык переключения внимания с себя, но происходящее вокруг, причем с сохранением собственной позиции внутри контекста. Это приводит к освоению новых навыков: тренировка внимания как функции, прекращению доминирования саморефлексии, расширение восприятия за счет перевода внимания с «внутреннего» на «внешнее». В свою очередь это приводит к выделению много большего количества сигналов и явлений окружающего мира.

Связка «совершение правильного действия в подходящее время», возведенная в статус Искусства позволяет развить навыки и умения, позволяющие достигнуть колоссальной результативности в любом деле. Карьера, личностный рост, «духовное развитие», социальное взаимодействие, реализация творческих потуг и т.д. Умение осознавать «подходящее время» и совершать применительно к нему «правильное действие» — вот что дает освоение Боевого искусства.

Про «йогу»

Насколько мне известно, ни в каких других практиках, ни традиционных, ни новоделах этого нет. Может, конечно и есть, но инструктора ни знанием, ни методикой не владеют. Вся современная «цигунщина», к которой можно отнести все «оздоровительные» практики, в том числе и йогу, сводится исключительно к оздоровительному аспекту. Все практики для оздоровления и укрепления здоровья, в некоторых случаях в практиках упоминается работа с внутренними категориями, но, к сожалению, такие случае крайне редки.

Есть человеческий возраст в семьдесят лет. Если провести прямую линию вдоль этого возраста, то корреляция смертей будет как раз вокруг нее, с некоторым, конечно разбросом относительно линии. Можно заниматься оздоровительными практиками, кушать только «полезное» не употреблять «не полезное», дурить себе голову правильным питанием, «духовностью» и умереть в возрасте около семидесяти лет или с некоторой статистической погрешностью (как позже, так и раньше). Можно радовать себя бухлишком, отсутствием режима, кушать вкусное, а не полезное, не заморачиваться ничем и умереть в пределах тех же статистических данных. Разница лишь в том, что одни умрут здоровыми, а другие не очень. Тогда риторический вопрос: для чего это нужно? Особенно, если Was groß ist am Menschen, das ist, daß er eine Brücke und kein Zweck ist — «В человеке важно то, что он мост, а не цель» (F. Nietzshe. Also sprach Zaratustra. Chemnitz. Verlag von Ernst Schmeitzner. 1883).

И кому? Если посмотреть на потребителей «цигунщины», можно обнаружить, что основную массу составляют всевозможные клерки и менеджеры, занимающиеся «йогами» на волне моды, массовости и мейнстрима, а также ввиду вбитой мысли «полезности для здоровья», одним словом для профилактики геморроя. Ну ещё, возможно, для причастности к собственно выстроенной категории «небыдло». При этом 90% клиентов — женская аудитория. Эти в практиках ищут помимо оздоровления ещё и упругие ягодицы. Самцы в основном предпочитают тренажеры. Вторая основная категория — «духовные домохозяйки». У этих проще. Приходя в кружки «осознанной йоги» (термин не выдумал, встречал и такое) «духовные домохозяйки» решают задачу создания точек контакта с себе подобными. Даже не ради практики и ее целей, а как досуг с пользой.

* * *

Йога, цигун, тайцзи и пр., — везде говорится о моменте «здесь и сейчас». Звучит в залах, звучит на форумах. Но, как показывает практика, дольше залов не распространяется. Отйожились «здесь и сейчас», в столбах постояли… И снова в офис создавать суету сражаясь за показатели KPI, грудью закрывая корпоративные амбразуры.

Примечательно, что оздоровительные практики, типа тайцзицюань и т.п., позиционируют себя, устами инструкторов, как боевое искусство. Вот это движение — типа удар. Вот это — типа защита. Не смешите. БИ — это не набор ударов и защит. Чтобы провести качественную атаку необходимо знать тактику и стратегию, принципы поведения противника, нужно уметь подойти на дистанцию атаки, при условии, что противник не будет ждать и позволять себя атаковать. Боевым искусством подобные практики могут быть в закрытых школах шаолиньских монастырей, где действительно, используя принципы системы можно эффективно сражаться. Но это там, и никак не здесь.

Возвращаясь к началу заметки снова задаюсь вопросом: каким образом «його-цигунщина» в современной отечественной интерпретации, разумеется, и в виде современных продуктов на рынке «духовности», «осознанного всего» и «оздоровления» сможет привести к изменению себя, как минимум, и к преодолению человеческого, к трансформации как максимум?

Уверен, что в этом есть настоящие Мастера. К сожалению, их мало, они не кричат о своем мастерстве, не дают рекламу о себе. Не привлекают внимание, собирая паству. Сами или с группой последователей осваивают Путь. И встретить их дано не всем.

* * *

«Правильное действие в подходящее время» — вдумайтесь в магию сути. Нужно снять фокус внимания себя. Нужно обнаружить происходящее, иначе не выйдет в потоке бытия выделить подходящее время. Нужно совместить действие со временем. Нужно видеть цели. И не нужно намеренно искать это «здесь и сейчас», момент становится доступен органично и непринужденно.

И не важно, чем занимается практик в социальной жизни. Наработка навыка дает возможность совершения «правильного действия» всегда и во всем, и, безусловно, совмещать действие с подходящим именно для него временем.

«Правильное действие в подходящее время» — ключ к безупречности — максимально эффективному способу действия в состоянии осознанности и волевого контроля. Практики (любые), все же об этом, а не про «оздоровление».

* * *

Здесь нет призыва заниматься БИ или бросать свою практику. Это попытка привлечь внимание к ценностям, заложенным в традициях, но стремительно утрачиваемым в угоду рынку и конъюнктуре.

© Bлaдимиp Meлeшин
25 декабря 2018 г.