Групповой субъект: основные признаки

Групповой субъект

В современном мире понимание Группового субъекта остается явно неполным, и, более того, нет однозначного определения Группового субъекта. Однако, можно выделить более-менее четко те основные признаки (свойства, качества) группы, которые необходимы и достаточны для того, чтобы признать группу Групповым субъектом. Можно выделить три важнейших свойства группы, являющихся необходимыми и фактически критериальными в описании Группового субъекта.

Основные признаки способствует формированию группового состояния как состояния предактивности, в частности, преддеятельности — важнейшей предпосылки (условия) любой активности, в частности, деятельности. Критериальность данного качества состоит в том, что только при его наличии группа становится Групповым субъектом. Однако важными являются и конкретные характеристики (показатели) взаимосвязанности и взаимозависимости, причем показатели двух классов: а) динамические (интенсивность, или теснота взаимных связей и зависимостей между индивидами в группе); б) содержательные (содержание, или предмет взаимных связей и зависимостей).

Перечисленные показатели являются принципиальными именно потому, что они, отличаясь, фактически характеризуют существенно (качественно) различные состояния одного и того же или разных Групповых субъектов. Не выделив факт наличия взаимосвязанности индивидов и конкретные динамические и содержательные характеристики (показатели) этой взаимосвязанности, невозможно исходно идентифицировать сам феномен Группового субъекта.

1. Взаимные связанность и зависимость индивидов, являясь базовыми качествами совместности, имеют даже более общее значение, т.к. благодаря им может существовать группа как такое образование, которое качественно отлично от суммы субъектов, так называемое «надиндивидное», выступающее носителем целостных субъектных феноменов. Целостность как качество группы и групповых явлений (процессов, состояний, свойств и т.п.), по сути, основана на реальных и различных видах взаимных связей составляющих ее субъектов.

2. Качество (способность) группы проявлять различные формы совместной активности, т.е. выступать и быть единым целым по отношению к другим объектам, или по отношению к себе самой. К различным формам совместной активности можно отнести следующие: общение и взаимодействие в группе, групповые действия, совместная деятельность, групповое отношение, групповое поведение, межгрупповые отношения и взаимодействия и т.п. Для обозначения данного качества группы используется понятие «активность», имея в виду широкий спектр ее проявления, а не только в форме совместной деятельности. Использование понятия «совместная активность» позволяет объединить целую совокупность групповых феноменов и, соответственно, сложившихся понятий: «совместная деятельность», «коммуникация», «общение», «групповое действие», «групповое поведение», «внутригрупповые и межгрупповые отношения» и т.п.

Активность понимается как способ существования (или в других терминах: проявления, реализации, бытия и т.д.) группы, как некоторая общая способность группы к совместной активности. Это и есть критериальное качество группы быть Групповым субъектом. Принципиально важно то, что, во-первых, активность фактически рассматривается атрибутивным, неотъемлемым признаком субъекта, а во-вторых, о Групповом субъекте необходимо судить по всему «причиненному» им бытию, «источником» которого он является, а не только по отдельным, избирательным формам его проявления, какими бы важными и яркими они ни были.

3. Качество (способность) группы к саморефлексии. Можно выделить несколько основных функций групповой саморефлексии. Во-первых, это активная развертка в группе субъектного чувства «Мы». Во-вторых, это формирование общного переживания единства группы. В-третьих, групповая саморефлексия настраивает членов группы на разные формы совместной активности, т.е. способствует формированию их готовности к совместной активности, в целом, что наиболее важно, например, в организации совместной деятельности группы.

Групповая саморефлексия в наибольшей степени актуализируется (становится востребованной) в группе и наиболее успешно используется в практическом управлении группой тогда, когда возникает необходимость ее развития, изменения ее состояний и свойств, раскрытия и реализации групповых потенциалов, т.е. фактически в процессе таких изменений группы, которые приводят к ее становлению Групповым субъектом. Именно поэтому групповая саморефлексия рассматривается в качестве критериального признака Группового субъекта.

Таким образом, субъектность группы одновременно описывается тремя основными признаками: взаимосвязанностью членов группы, совместной активностью и групповой саморефлексивностью.

Выделяя три основных необходимых (возможно, что и недостаточных) признака Группового субъекта, следует признать, что среди них главным является способность группы проявлять совместные формы активности. Это положение необходимо пояснить следующим образом. С одной стороны, если группу характеризует второй признак, то взаимосвязанность и взаимозависимость, естественно, будут иметь место, хотя обратная зависимость между этими признаками отсутствует. С другой стороны, групповая саморефлексия (самоотражение, самопознание группы) может рассматриваться как, хотя и очень специфическая, но форма совместной активности, направленной на себя. Поэтому, чтобы подчеркнуть важность второго признака, можно обозначить его как генеральный признак.

Групповой субъект: уровни субъектности группы

В предлагаемой модели основные выделенные признаки Группового субъекта должны одновременно рассматриваться в качестве его параметров, если переходить к конкретному изучению, оцениванию, измерению субъектности реальных групп, хотя сейчас речь идет только о моделировании. В данном контексте очень важно подчеркнуть, что три вышеперечисленных признака (или соответственно параметра) одновременно, но в разной степени характерны для группы как субъекта.

Сохраняя в анализе все три основных признака Группового субъекта, тем не менее, целесообразно сформулировать следующее положение: для конкретных групп эти признаки характерны не просто в разной степени, но какой-то из них может быть ведущим, доминирующим, а другие будут менее выраженными. Это позволяет выделять принципиально различные проявления (состояния, качества) субъектности группы:

— субъектность как взаимосвязанность и взаимозависимость совокупности индивидов может быть обозначена потенциальной субъектностью, или предсубъектностью (принципиально важно то, что конкретная группа может еще не проявлять совместных форм активности, но уже быть готовой к этому и в данном смысле быть Групповым субъектом в наиболее элементарном, потенциальном его качестве);

— субъектность как совместная активность обозначается собственно субъектностью, или реальной субъектностью (в отличие от потенциальной), тем самым очередной раз подчеркивается главный смысл субъектности — способность группы к проявлению совместных форм активности;

— субъектность как групповая саморефлексивность применительно к естественным группам может рассматриваться наиболее сложным состоянием рефлексирующей субъектности, далеко не всегда характеризующим конкретную группу.

Три основных качества Группового субъекта, при условии их неравномерного развития в группе и, соответственно, преобладающей выраженности каждого из них в отдельности, могут рассматриваться как различные уровни субъектности. Эти уровни могут выстраиваться от элементарных форм взаимосвязанности (потенциальной субъектности), через многообразные формы совместной активности (реальной субъектности) к различным, в том числе от простых к сложнейшим, формам групповой саморефлексии как особой, качественно отличной от других форм совместной активности (развитой субъектности), проявляемой далеко не всякой группой — такое поуровневое развитие может быть присуще Групповому субъекту. Однако еще раз необходимо подчеркнуть, что о разных уровнях субъектности можно говорить только тогда, когда имеется доминирующее развитие каких-либо признаков.

Три выделяемые уровня субъектности рассматриваются как наиболее универсальные. Однако, наряду с ними, вполне допускается существование каких-то других, дополнительных, особенных уровней субъектности, имеющих отношение к состояниям и качествам только конкретных групп, выделенных по каким-то другим основаниям, чем названные критерии. Для более глубокого понимания развития таких групп могут специально разрабатываться специфичные именно для них уровни субъектности, как по содержанию, так и числу.

© Bлaдимиp Meлeшин
Январь 2019 г.