Инструкция
Способ 1. Технологический (для лиц знакомых с психонетикой и имеющих номинальный навык выполнения психонетических процедур)
1. Занятие рабочей позиции
Рабочая позиция — позиция действия. Позиция, из которой возможно совершить действие.
Рабочая позиция занимается посредством волевой медитации. Практику требуется пройти все фазы волевой медитации до достижения позиции из которой будут совершаться все дальнейшие действия. О занятии позиции можно говорить если достигается интенсивное переживание реальности собственного «Я», «Я» разотождествляется со всеми содержаниями сознания, прекращается воздействие на «Я» стимулов, управляющих сознанием.
Подробно о волевой медитации изложено в книге О.Г. Бахтиярова «Активное сознание».
2. Работа с модальными средами
Модальная среда (от слова модус, происходит от латинского modus — способ), что в данном контексте понимается как модус восприятия, иными словами способ психики получения данных и преобразования данных в информацию. Простыми словами — среды сознания, в которых данные становятся содержаниями сознания. Среды могут быть перцептивными и иными. Перцептивные — среды развертки содержаний сознания на основе данных, поступивших с органов чувств. К перцептивным средам относятся визуальная, аудиальная, соматическая, вкусовая, обонятельная среды сознания, — те среды, с которыми сопоставляются конкретные физические органы восприятия (сенсоры). Иные среды — среды развертки содержаний сознания в которых разворачиваются содержания, но для которых не представлен физический орган восприятия. К таким средам относятся: иммагинативная среда (среда воображения), интуитивная, эмоциональная и т.п.
Результатом работы с модальными средами сознания должна быть развёртка фонового внимания. Достигается за счет равномерного распределения внимания по всем доступным модальным средам. Не по содержаниям сред, а именно по средам. Внимание распределяется не за счет процедуры получения тотальной деконцентрации внимания. Тотальную ДКВ делать не нужно. Иными словами, данный этап выполняется за счет рефлексии всех модальных сред сознания.
3. Выбор произвольного события
На данном этапе необходимо осуществить выбор того события (шире — содержания сознания), относительно которого на следующем этапе будет осуществлена психотехническая процедура свертки. Выбором произвольного события при освоении навыка может быть, например, появление торта на столе практика.
Выбранное произвольное событие, как содержание сознания, выносится перед занявшем позицию условном наблюдателе. Событию присваивается статус объекта, после чего производится процедура свертки.
4. Развертка объекта и выход на смысловое переживание
Волевая медитация, 1-я фаза.
После проговаривания формул вспомнить реальное переживание выбранного события. Развернуть переживание аналогично порождению формулы. Развертка должна происходить с максимально возможной детализацией. Вспоминается всё, связанное с заданным событием.
Волевая медитация, 2-я фаза.
После звучания формул развернуть в воображении заданное событие также как разворачивалось звучание формул. В отличии от действий на 1-й фазе волевой медитации, событие не детализируется и не вспоминается. Вместо воспоминания событие именно создается в воображении.
При создании события в воображении событие усилием практика разворачивается как целостное переживание, как целостный образ, как концепция, как недетализированный общий проект задаваемого события. Только ощущения. Как целостное телесное или эмоциональное впечатление задаваемого события.
Волевая медитация, 3-я фаза.
Очистить переживание от визуальных, соматических, аудиальных, воображаемых и прочих модальных коррелятов. Оставить исключительно смысл задаваемого события. Без отражения в модальностях. Остается только знание о событии без какого-либо чувственного восприятия, включая воображение.
Вместо развертки формул, тем же способом развернуть смысл заданного события.
5. Свертка объекта
После выполнения предыдущего шага и выхода на смысловое переживание заданного события заданное событие существует как знание, не отраженное ни в одной из модальных сред сознания. Метафорически, создан zip-архив без возможности отражения в модальных средах.
6. Создание точки
Внутренним усилием знание о событии сжать в одномерную «точку» (zip-архив — метафора, точка — метафора). На этом этапе у практика остается знание не о событии, как таковом, а об условной точке, содержимое которой недоступно сознанию.
7. «Вынос» точки за пределы рефлексии
Вынести точку «вовне»1. Так, чтобы точка оказалась вне сред сознания, вне рефлексии, вне внимания, вне памяти. Так, чтобы никаким способом и никакими функциями нельзя было обнаружить точку в сознании. «Закинуть» за пределы сред развертки. Совершить процедуру вывода точки вовне относительно сред развертки. Метафорически, забросить точку в недоступное организму сознания «нигде».
8. Порождение намерения на поиск точки
Здесь используется основное свойство сознания — отражение.
Внимание — функция сознания посредством которой отражение собирается в гештальт (целостный образ, создаваемый восприятием).
Как в волевой медитации порождается намерение на развертку формулы, так же порождается намерение направленности на точку.
Поскольку точка существует, намерение порождено, а основное свойство сознания — отражение, сознанию ничего не остается как отразить точку с разверткой всего её содержимого. Чем точнее была проведена работа по свертке события, чем точнее порождается намерение направленности на точку, тем корректней будет происходить отражение (развертка) заданного события в модальных средах сознания. Свернутое событие отразится как содержание сознания в предназначенных для этого средах.
Способ 2. Общий (альтернативная инструкция без опоры на волевую медитацию и психонетические инструкции)
Внимание! Перед выполнением обязательно прочитать технологический способ, поскольку общий способ — производная технологического способа.
1. Занятие рабочей позиции
1.1. Выход в позицию «всё передо мной». Условная позиция деятеля, когда всё, на что может быть направлено понимающее сознание, направлено внимание вынесено перед условным наблюдателем и с чем условный наблюдатель не имеет ничего общего кроме связующего с наблюдаемым акта наблюдения. Всё, на что может быть направлен акт понимания вынесено перед понимающим субъектом. В позицию разотождествленную со всеми содержаниями сознания, где под содержаниями сознания понимаем формы объектного мира, эмоции, состояния, мыслеформы, все содержания визуальности, аудиальности, перцепции в целом. Также перед условным наблюдателем выносится и сама аудиальность, визуальность, фон и прочие перцептивные и неперцептивные среды. Среды — условные «объемы» в которые помещены содержания сознания. Например, звуки — содержания сознания, аудиальность — среда психики, в которой содержатся звуки. При этом аудиальность, как среда, — тоже содержание сознания, только высшего порядка. Выход в позицию «смотрения» на всё, не принадлежа при этом ничему. Метафорически «всё» — это среды развертки вместе с их содержимым, а позиция — неподвижный глаз, способный смотреть на это «всё». При этом глаз (особенность активной позиции) в состоянии не просто смотреть, но ещё что-либо различать, способный видеть, где видеть/различать понимается как способность к организации того, что оказывается перед глазом. Глаз организующий.
1.2. Заняв позицию «всё передо мной» (позицию «глаза») приступить к наблюдению содержаний сознания наряду со средами, в которых содержания сознания развернуты в виде форм.
1.3. Из позиции поддерживать процесс наблюдения, не следуя за содержаниями сознания.
1.4. Переживание позиции как действующего субъекта («глаз») и сред перед ним, в которых что-либо может быть развернуто.
1.5. К следующему шагу приступать как к действию из позиции без какого-либо взаимодействия со средами развертки. Оставить только рефлексию существования сред с неувлечением и невовлечением ни во что, что может в имеющихся средах произойти. Действие без усилия (аналог — созерцание).
1.6. Рефлексия субъектности: «глаз» знает что он есть, а не просто смотрит.
2. Выбор произвольного события
Осуществить выбор события, для дальнейшей работы. Выбором произвольного события при освоении навыка может быть, например, появление торта, как произвольного события в жизни практика.
Выбранное произвольное событие, как содержание сознания, выносится перед занявшем позицию условном наблюдателе.
3. Выбор среды для развертки задаваемого события
Из сред, вынесенных перед условным наблюдателем выбрать для дальнейшей работы иммагинативную среду. Среда воображения максимально подходит для данной работы. Здесь — использование конкретной среды для решения конкретной задачи.
4. Развертка задаваемого события
4.1. Используя иммагинативную среду из занятой позиции действия развернуть в ней всё что касается задаваемого события. Задаваемое событие не должен быть объектом вожделения. Иначе при свертке объект будет загрязнен ненужными индивидуальными нарративами. Отношение к задаваемому событию должно быть решительно нейтральным.
4.2. Развернуть воспоминание, представление, с конкретизацией и детализацией задаваемого события.
4.3. Очистить задаваемое событие от конкретики, описаний представлений. Оставить только общее представление о задаваемом событии как целостное переживание.
4.4. Выйти на абстрактное переживание события. Смысловое ядро задаваемого события, делающее его тем, что оно есть и отличающее его от всего остального, при этом не выражающееся в чувственном восприятии. Абстрактное знание, не вынесенное ни в чувственное восприятие, ни в представление.
4.5. Выделить парадоксальное состояние, при котором смысл события, абстрактное знание о нем, не выделены и не выводятся в чувственное переживание при одновременном знании о факте его существования. Абстрактное знание одновременно и не опредЕлено ничем и выделяется, опредЕливается, как улавливание сути, улавливание существования этой невыделяемой части целого. Квинтэссенция задаваемого события.
Таким образом, при чистом действии, остается позиция перед которой всё происходит. «Глаз» смотрящий на всё и знающий о своем существовании и перед ним всё, на что он может смотреть, включая и среды для всего и всё как содержание сред.
Глаз ни с чем себя не отождествляет, поскольку знает, что он не есть ни что из того, что перед ним. И, помимо двух элементов работы (глаз и то на что он смотрит), есть третий элемент работы — знание о задаваемом событии.
4. Свертка
Свернуть знание о задаваемом событии (метафорически — создание zip-архив размером с одномерную точку) с последующим удержанием знания об имеющейся точке. Акт рефлексии факта существования точки.
5. «Вынос» точки за пределы рефлексии
Совершить маневр (внутренним усилием практикующего) по «забросу» знания за пределы сред, за пределы доступного «глазу», за пределы внимания, за пределы рефлексии. Подобно рыбаку, забрасывающему спиннинг далеко на фарватер большой реки. Найти способ забросить свернутый смысл (как точку) за пределы всех доступных сред и там оставить.
6. «Подсветка» точки
В повседневной деятельности оставить часть фонового внимания для «подсвечивания» оставленной в нигде точки. Попытка обнаружения точки вниманием.
В имеющихся условиях точка не может быть выделена вниманием поскольку точки нет ни в какой среде где есть внимание. Однако, ввиду того, что основное свойство сознания — отражение, а внимание занято поиском того, что должно быть отражено, сознание начинает «разворачиваться», «организовываться» таким образом, чтобы так или иначе отразить то, что заложено в точке. Со-бытие случается.
* * *
На этапе освоения метода не следует выбирать «сложное» или маловероятное событие. Также на начальном этапе не рекомендуется развертка содержаний сознания не относящихся к провокации событий. Выполнять процедуры относительно «сложных» и маловероятных событий и актуализация неразвернутых содержаний сознания возможна, но исключительно при глубоком и уверенном освоении навыка и понимании принципа получения результата.
- 1 Прием с точкой, используемый в работе, был предложен Владимиром Гаусом.