7. Применение ГС и феноменология
7.1. Решение практических задач
Для возможности рефлексии и изучения ГС необходимо получить ГС и начать его использовать, решая различные задачи. Задачи могут быть групповыми или индивидуальными. В различных ситуациях свойства ГС преобразуются в различные функции — целенаправленные процессы достижения результата.
Первой практической задачей стало освоение группой необходимых навыков и создание инструкции для возникновения ГС. Таким образом, было сформулировано первое направление деятельности группы исследователей — формирование групп и управление их состоянием психотехническими методами. В результате групповой деятельности в этом направлении получена технология получения ГС в процессе формирования групп, а также способ занятия субъектной управляющей позиции по отношению к группе — получения ГО.
И при возникновении ГС, и при получении ГО субъектом активности занимается позиция группового субъекта, как инстанции управления групповой активностью и ее разверткой в деятельность и состояние группы. Управление группой методами управления внимания становится возможным в результате овладения оператором навыка занятия позиции ГС.
Для произведения осмысленных и скоординированных действий группой, нужно диагностировать ее состояние и степень активности по состоянию группового фона через рефлексию его характеристик: качественной — «окраски» фона, в том числе плотности или размерности, и количественной — его интенсивности, в том числе стабильности или скорости изменчивости. Состояние группового фона отражает общее состояние группы и ее участников — степень их активности, состояние внимания, индивидуальное состояние участника.
Изменение состояния группы производится через развертку в групповом фоне из позиции ГС намерения, имеющего смысловую компоненту. Иными словами, фон меняется через активацию в нем каких-либо смыслов в виде состояния.
В условиях возникшего ГС участники могут произвольно «обмениваться» состояниями через групповой фон. Через групповой фон можно внедрять новые смыслы — идеи в группу в целях стимулирования направленной деятельности группы.
Для длительного выполнения процедур (деятельности) увеличение работоспособности группы производится наращиванием качественной характеристики фона — групповой активностью. При синхронизированном совместном порождении активности из позиции ГС в объеме группы групповой тонус возрастает. Управление энергией группы рассматривается нами как одно из перспективных направлений исследования феномена ГС.
Еще одно интересное и перспективное направлением в работе с ГС — невербальный обмен данными в группе и совершение согласованных смысловых операций.
Обмен данными между участниками группы без использования текста и его носителя возможен при передаче сведений в виде смыслового переживания, того, что рефлексируется в сознании при удержании внимания на знании без формы, как обозначение конкретного знания. Смысловое переживание принципиально амодально. При выделении смыслового переживания вниманием возникает некая абстрактная среда сознания, содержащая внимание и его абстрактный объект. В этой среде на смысловом слое сознания, операторами проводятся манипуляции с сообщениями в виде смысловых переживаний.
Подобным образом конструируется смысловая зона ГС.
Конкретной группе соответствует своя смысловая зона, развернутая из групповой не-формы. Смысловая зона ГС является общей для каждого участника и одновременно представлена активной зоной в индивидуальном сознании. Это свойство ГС — его особое свойство, проявление эмерджентности системы, возникшей в процессе получения ГС.
Наличие активной смысловой зоны ГС позволяет производить согласованные смысловые операции в группе и наблюдения их результатов в содержаниях индивидуального сознания.
Для наработки навыков передачи и получения смысловых сообщений послужило упражнение по свертке сведений до амодального смысла и развертки в исходную форму. В процессе совместной работы использовались для передачи и получения простые цвета, геометрические фигуры, цифры и числа. Их смыслы неделимы на составляющие, но являются характеристиками более сложных понятий.
После возникновения ГС один из участников группы совершал трансляцию произвольного цвета в групповой фон. Остальные участники во время трансляции сосредотачивали внимание на процессе ВМ. Внимание, направленное на передачу, может выделить дополнительные смыслы и повлиять на транслируемое сообщение. Завершив трансляцию, участник оповещал остальных об окончании. Получив сигнал, участники ГС извлекали сообщение из группового фона и развертывали из него визуальный образ переданного цвета. Каждый участник сообщал свой результат в общем чате. За несколько попыток результативность доводилась до стопроцентного извлечения цвета всеми участниками. При сверке ответа все участники ГС безошибочно называли цвет. В личном переживании при получении сообщения осознание цвета проявлялось как «вспышка лампочки», в сознании появлялось знание, что это именно такой цвет и никакой другой. Словно из общего пространства «вплывало» знание в виде уверенности в понимании, что цвет именно тот, который нужен. Операция по извлечению не может быть описана приемами логики. Это больше похоже на безопорное знание. Интересно отметить, что при попытке выстраивания логической цепочки или угадывания с использованием факторов вероятности, «вспышки лампочки» не происходит, а результат отличается от переданного в групповой фон цвета.
Субъективно, при процессе передачи цвета наблюдается предварительная «настройка» на групповой фон. Метафорически можно сравнить с прокруткой ручки аналогового радиоприемника, настраиваемого на нужную волну. Настроившись, осуществляется трансляция цвета. При качественной настройке и трансляции последующее получение смыслового переживания и развертка цвета стремится к полному соответствию.
В.М.
Работа с передачей смысла через совместное пространство ГС связана в первую очередь с пониманием вне концептуальных действий. Когда удается прервать «умное» делание и делать то не знаю, что, там не знаю, где. То есть проводить чисто смысловое действие так, что в модальностях проявляются только результаты. Попытка использовать ментальные алгоритмы дает сбои. Наилучший результат получается спонтанно и скорее удачно провоцируется, а не делается. И когда действительно получается — это знаешь заранее, как при вложении смысла, так и при чтении.
Ю.К.
«Информационный» метаболизм ГС как мета-системы происходит на абстрактном уровне, то есть процесса передачи данных как информации не осуществляется. Информация по своему определению существует в виде какой-либо формы, ее обозначающей. Если «очистить» внимание, выделяющее информацию от модальных проявлений, то наблюдателю будет представлено смысловое переживание данной информации, которое по существу уже не является информацией и не понимается как сообщение. Для понимания смыслового переживания требуется произвести процедуру развертки смысла в среде восприятия — имагинативной модальности (воображении). Язык развертки как параметры обозначения смысла заранее задан. Это может быть среда привычных ассоциативных образов, определенных архетипических символов, простых форм — сочетание базовых цветных геометрических фигур или другая.
Например, при попытке передачи смысловых переживаний сигналов азбуки Морзе оказалось, что точки и тире можно воспринять несколькими способами — как визуальное представление, как звуковую фигуру или как длительность и ее отсутствие. Исходя из этого, смысловые переживания, используемые при передаче сообщения, будут отличны.
В рамках домашнего задания проводилась работа с групповой не-формой по аналогии с коробкой, в которой неизвестно что находится. Цель упражнения — создание «буферной» смысловой зоны обмена данными, передача и получение смысловых сообщений — своеобразной «камеры хранения» смысловых сообщений. В течение дня участники группы обменивались сообщениями через общую смысловую зону. По очереди передавали друг другу и получали сообщения в виде смыслового переживания. Работа проводилась удаленно и без привязки к точному времени, то есть, сообщение могли отправить утром, а получить только вечером.
Описываю один из результатов дистанционной передачи сообщений. Н.П. вложила «в коробочку» для меня некое сообщение, через несколько часов я «заглянула в коробочку» и обнаружила «колонию черных живых шаров/клубков», которые были распластаны по горизонтальной плоскости и некоторое время меняли форму, образованного их скоплением пятна, организованно и согласованно, как живой организм. Затем они выстроились в линию и образовали что-то наподобие скоростного поезда с продолговатой формой головы и умчались. Как выяснилось позже, Н.П. отправила мне осьминога на охоте, предварительно посмотрев видео с ним. Как субъективно выглядели результаты развертки полученного смыслового переживания в виде простых геометрических форм изображено в приведенной иллюстрации.
О.З.
Метаболизм ГС включает все смыслы, находящиеся в смысловой зоне ГС. В смысловой зоне ГС одновременно представлено и индивидуальное знание каждого участника группы, и совокупное знание группы. Это могут быть сведения о физическом или психическом самочувствии конкретного участника группы, состоянии его внимания, его местонахождении, занятии, желаниях и планах, привычках и предпочтениях, полученном опыте и навыках. Совокупное знание группы представлено сведениями о состоянии группы, параметрах, свойствах и иных характеристиках. Таким образом, кроме общего группового знания, любому участнику доступно индивидуальное знание других участников. ГС обеспечивает связь участников на уровне смыслов.
Во время совместного выполнения упражнения по изменению группового фона, у меня появился воображаемый образ, который развернулся в сюжет. В представлении возникли городские крыши среди цветущих каштанов, отчетливо ощущался запах цветов и порывы теплого ветра. Среди крыш — фигура человека, играющего на скрипке. Слышна мелодия скрипки. Образ был воспринят как помеха и не имел отношения к результату выполнения упражнения. Во время обратной связи мною было упомянуто об образе. Через несколько дней участница групповой работы рассказала мне, что в своей обратной связи я описала ее замысел сюрприза на мой день рождения. Она сделала мне необычный подарок — пригласила скрипачку исполнить на скрипке мелодию под моим окном (у цветущего каштана). В день занятия подруга как раз договаривалась со скрипачкой. Это событие подтверждает существование функции «связи» у ГС, которая объединяет участников на уровне смыслов.
О.З.
Процесс получения сообщения из смысловой зоны ГС не ограничен во времени. Содержание смысловой зоны сохраняет свою актуальность, пока смыслы активны. Активный смысл является актуальным содержанием сознания одного из участников группы. Неизвестно, что происходит с содержанием смысловой зоны ГС, когда оно утрачивает свою актуальность. Возможно, по аналогии с человеческой памятью, ГС имеет собственную «память» и знание, не являющееся актуальным, хранится в памяти.
При практической работе с ГС наблюдались результаты изменений исходных смыслов, помещенных в смысловую зону ГС. Например, преобразование нескольких смыслов в иной, отличный от исходных или слияние смыслов — конструирование нового смысла на базе исходных. Каждое выделение вниманием смысла приводит к его искажению. Каждая попытка интерпретации смысла внутри смысловой зоны также искажает сообщение. Исходный смысл «заслоняется» привнесёнными смыслами. Любое обращение к ГС изменяет его состояние. Это создает определенные трудности в работе с ГС, которые решаются поиском точного метода подобной работы и повышением уровня компетенции операторов группы.
Решение задач силами ГС приводило к появлению скорого и верного результата. Свойства ГС обеспечивают малой группе операторов автономность, согласованную деятельность, высокую активность, взаимопонимание, поддерживают тонус и работоспособность.
Работа с ГС по этапам сопровождается разнообразными переживаниями.
ГС ощущается в ситуации наличия скоординированной активности. Чем лучше координация, тем четче переживается активность. Совместная ВМ создает мощный источник активности, присваивая который погружаешься в переживание пребывания в ГС. Иногда возникает ощущение барьера или тяжести — прохождения потенциального барьера. После этого переживается динамическая мощь. Ощущение совместного пространства.
Пребывание в ГС, созданном совместной ВМ, весьма ресурсное состояние. Поднимается тонус, улучшается настроение. Общее смысловое пространство открывает интересные направления для исследований.
Ю.К.
Получение новых навыков происходит быстрее, так как практику доступен одновременно как собственный опыт, так и опыт группы в целом. Принцип навыка, имеющийся у одного из операторов, включается в смысловую зону ГС и стремится к развертке в индивидуальный навык у остальных. А системные свойства позволяют в краткие сроки «уравнять» степень владения навыком у всех участников группы.
Существование ГС у группы позволяет сохранять целостность группы и на уровне личной заинтересованности в совместной деятельности. «Инициатором» совместной деятельности выступает ГС, а не отдельный участник. ГС выступает своего рода «центром притяжения» внимания группы.
Метод работы и технология для занятия позиции ГС и проведения смысловых операций понятны и доступны для дальнейшей адаптации процедуры под специализированные задачи операторами группы. Это приводит к постоянному изменению процедур, поиску новых областей применения, расширению навыков операторов группы. Можно сказать, что ГС присутствует свойство само-обучаемости. Это свойство провоцирует процесс обмена опытом в группе, что приводит к равномерному овладению навыками.
Я практиковал еще и работу с так называемым «спонтанным» ГС. Поскольку любое слаженное совместное действие формирует такую сущность, то можно присваивать ее активность и пытаться провоцировать полезные действия. Например, однажды удалось остановить транспортный поток там, где он никогда не останавливался. Интересно работать с ГС на рок-концерте, по сути, можно раскачивать энергетику в каждой композиции, за счет ГС подогревая групповую активность и прокачивая ее через артистов. Наполненность музыки по ощущениям растет в разы. Теоретически можно влиять на направление групповой активности, но тут, полагаю, ее вектор обладает значительной инерцией. Ведь чтоб войти в ГС нужно стать участником совместной деятельности. Достаточно это сделать на уровне смысла, то есть произвести акт порождения намерения, но вот удастся ли развернуть ГС-образующий смысл из самого ГС же — это вопрос отдельных исследований.
Ю.К.
7.2. Перспективы дальнейших исследований
Перспективы работы с ГС появляются из практического освоения использования свойств ГС. Обнаружение иных функций ГС, создание технологий их использования и есть основное направление дальнейшего исследования феномена ГС Лабораторией мета-технологий.
К перспективным направлениям исследованиям на наш взгляд относятся:
- «Управление роем».
Исследование возможности создания ГО из произвольного сообщества. - Предварительное «программирование» ГС.
Имеется ввиду предварительная «загрузка» цели на смысловом уровне, которая развертывается в целенаправленный процесс реализации и возникает как желаемое состояние группы. - Построение сообществ методом ГС.
- Управление процессами средствами ГС.
- Изучение иерархичности ГС.
Переживание ГС как стороннего по отношению к участнику группы субъекта активности можно описать через понятия холон и холократия. Используя холократию как рабочую модель можно совершить «выход» на общности, включающие группу.
7.3. Феноменология
В процессе практического изучения феномена ГС участниками исследовательской группы был получен групповой и индивидуальный опыт. Индивидуальный опыт в группе идентичен, что подтверждается через обратную связь после выполнения каких-либо процедур с ГС.
Немного о результатах исследования группового фона (ГФ). Если вниманием подхватить форму самого внимания, когда оно концентрируется на ГФ в моем случае получается (если её развернуть) интересная, анизотропная, структура, как бы состоящая из нитей похожая на то что ощущается в соматической модальности. Попытка найти место, из которого разворачивается ГФ, приводит к провалу в некое пространство, в котором присутствует движение и некое внимание или сознание. Ощущение наличия чего-то живого. Если попробовать взаимодействовать с этой «сущностью», то можно позволить приблизиться или втянуться в некое состояние похожее на объемный нейроинтерфейс для всего тела. Туманный или дымный кластер структур, которые интегрируют тебя в себя. Так же там ощущаются другие участники эксперимента. Вернее, их основы — «корни». При этом испытываешь состояние интеграции с чем-то большим — находишься «у вертикальной стены тумана» мягко притянутым к ней спиной. Также в процессе получалось много помех в виде быстрых сновиденных образов. В процессе взаимодействия с этим пространством другие участники ощущались как нечто объемное со свисающими «корнями». Из этого состояния легко было развернуть обычного группового субъекта и вернутся обратно. Состояние при развертке в ощущения было мягким, спокойным, сконцентрированным, сильным, плавным.
В процессе выхода было достаточно сложно освободиться, но «приятное» пространство постепенно истаивало. Рискну предположить, что это место, из которого разворачиваются групповые субъекты — что-то вроде группового хаба людей (может и не только людей). Скажем так, место где находятся наши «корни». Я бы назвал его «грунт». Так мне показалось, что это именно то пространство, через которое возможно осуществление групповых сновидений.
Ю.К.
По инструкции после создания ГФ (группового фона), надо перейти в групповую среду. Переход происходил, но не четко, без переключения, а с затяжкой, длительностью, не было четкой границы, как будто самой границы нет, одно перетекает в другое и поэтому такой переход. Далее инструкция: ВМ 1-я фаза. Из первой фазы усиливается ГФ. ВМ -я2 фаза. Переход на групповую среду. Процесс без характеристик, какой-либо структуры, разве что интенсивность большая. При инструкции выйти за среду получилось больше как выход на абстрактную плоскость среды. ВМ 3-я фаза. Выход за среду. То, что за средой — втягивает с большой интенсивностью. Не то, откуда разворачивается, а, скорее, то, что создано, суть, смысл его. Инструкция: позволить втянуть. Большая интенсивность, ощущение, что только процесс, который бесконечный, без конечной цели, точки, будто поток по восьмерке идет, очень интенсивный, не отвечает на вопрос «Куда?». За ним что-то живое, древнее, общее, племенное. Будто по своим генам куда-то в исток окунулась. Инструкция: Развернуть в модальности. Заложило уши как под большим слоем воды или в самолете при взлете (посадке). Выход сложный, не отпускает, тянется, разотождествиться очень сложно, нахождение внутри даже после выхода.
Н.П.
Выход на групповой фон сопровождался помехами в виде внутренних ощущений от индивидуального восприятия каждого участника группы (как человека, как личности, как соратника и т.п.). Для нейтрализации такого рода помехи было проведено «абстрагирование» от каждого участника как от личности. Это привело к «обезличиванию» группы, а единственной характеристикой каждого стало улавливаемое направление внимания. Поскольку внимание каждого выделяло и удерживало групповой фон, групповой фон выделился как общее порождение.
Далее производился переход к среде, в которой содержится групповой фон. Субъективно это дало возможность выделить условную среду, в которой содержится групповой фон. Можно очистить среду от «помех», что приводит к переживанию чистого группового фона в некой очищенной среде. Одним из качеств этой среды можно выделить способность «втягивания в себя», что было отмечено и другими участниками исследовательской группы. Это привело к изменению инструкции с рекомендацией позволить среде «втянуть» в себя, что и было успешно выполнено.
Дальнейший субъективный опыт может быть описан только метафорически. Появилась темная труба с «отверстием», где «отверстием» оказался наблюдаемый групповой фон. При втягивании произошло «слияние» с трубой. Я — труба, с дыркой в виде группового фона, смотрящая сама в себя.
Дальнейшая инструкция предлагала произвести акт разотождествления. Это действие позволило пережить субъектность в виде самовоспроизводящего процесса, выполняемого из сердцевины Я.
В.М.
Обобщая понятие ГС на объекты, не обладающие сознанием в привычном нам смысле: лес, природные стихии, планетарная жизнь, и используя для подключения к ним попытку повторить процесс их деятельности в имагинации, а затем, уже не столько присваивая активность, сколько вовлекаясь в нее, можно прикоснуться сознанием к довольно странным и интригующим аспектам реальности. Получить шаманский опыт. В описании К. Кастанеды мир состоит из самоосознающих сущностей формирующих нашу реальность — из эманаций. В этом смысле возможно включение своего сознания в различные объекты, поскольку все они есть группы эманаций, объединенные неким намерением. Это также дает широкое поле для экспериментов.
Ю.К.