Остров Свободы
За громким названием не стоит какого-либо описания свободы, размышлений на тему ограничения свободы и сожалений почему так вышло.
В статье будет разобрано что делать с той свободой, которая все же имеется. Причем не в виде рекомендаций, а в виде моделирования.
Можно разделить свободы и несвободы как внешние проявления, можно разделить свободы и несвободы как внутренние категории.
Интересно, что одно и тоже явление можно рассматривать и как свободу, и как несвободу.
Если взять за отправную точку текущее состояние индивида, то можно выделить количество свобод и несвобод, а также определить условные территории свободы и несвободы, что, в свою очередь, позволяет осознанно увеличивать территорию свободы.
В построении данной модели не рассматривается вопрос абсолютизации свободы. Если провести территориальную аналогию, то в таком моделировании рассматривается вопрос увеличения территории острова свободы в океане несвободы.
Для построения модели необходимым и достаточным условием является определение имеющейся свободы. Это может быть как большая территория, так и маленький островок. По большому счету размер, в данной модели, значения не имеет. Имеет значение лишь факт наличия «территории свободы».
Под океаном несвободы можно понимать все, что обуславливает и ограничивает индивида. Физические законы, законы социального взаимодействия, принудительность восприятия — это внешние проявления океана несвободы.
Эмоциональный фон, чувство ответственности, чувство вины, перфекционизм, прокрастинация, формы поведения — это внутренние проявления океана несвободы.
При таком положении вещей о свободе, тем более об ее абсолютной форме, говорить по крайней мере странно.
И все же идея свободы будоражит умы человечества на всем протяжении его существования.
Как и в любом деле для действия нужна отправная точка. Для отправной точки предлагается обнаружить внутренний и внешний аспект, который ничем не обусловлен, или, в крайнем случае имеет максимальное количество степеней свободы (относительно полноты несвободы). Аспект, который наименее ограничен чем-либо.
Пример. У индивида есть навык лежать. Можно лежать на полу, на диване, в кресле, на пляже, дома, на работе, в спортивном зале. Где угодно. Для моделирования не берется понимание, что и эта свобода условна. Не получится свободно лежать на Красной Площади.
Свобода лежания берется лишь как отправная точка для построения модели. Таким образом, остров свободы смоделирован как свобода лежать. Остальное — океан несвободы. И то, остров зыбок и условен, т.к. стоит свободно возлечь в общественном месте — океан несвободы моментально поглотит подобный метаостров.
Однако, отправная точка поставлена. После этого появляется возможность укрепления острова и увеличения его территории. Океан, конечно, никуда не денется, более того, он останется таким же огромным и бесконечным.
Когда отправная точка поставлена становится доступным выявление и осознание иных свобод, использование которых ведет к расширению территории острова свободы.Свобода лежать, представленная в примере, может быть реализована самым широким способом. Для ее реализации мало что нужно. Лежание дома, в выходной день, в одиночестве в ключе реализации этой свободы не обусловлено ничем, даже гравитацией, ибо гравитация создает условие для реализации свободы.
Такая модель не обходится без парадокса — условия для реализации свободы. Без определенных условий реализация свободы не представляется возможным. Что-ж, в таком мире живем.
Поэтому модель и названа Островом Свободы. Остров Свободы — небольшая территория, отвоеванная у Океана Несвободы.
Задача модели — показать возможность наличия, обретения и использования Свободы в имеющихся условиях.
Итак, отправная точка — свобода лежать. К ней можно добавить свободу ходить, сидеть, стоять. Остров увеличил свои границы. Далее можно включить в модель свободу движения, но тут начинаются первые трудности. Как только требуется сделать более-менее сложное движение, становится ясно, что тело обусловлено огромным количеством факторов: зажатость, двигательные стереотипы, страхи. С подобными обусловленностями научились хорошо работать различные телесные практики. Занимаясь чем-либо, индивид расширяет границы острова. Здесь чем меньше обусловленностей, тем выше уровень мастерства.
Но это внешний аспект в построении модели.
С внутренним аспектом дело происходит аналогично, но и тут появляется парадокс. С одной стороны несвобод должно быть меньше (ну чем можно ограничить происходящее «в голове»), но в тоже время индивид сталкивается с тотальной обусловленностью.
Модель позволяет расширять Остров Свободы и путем работы с внутренними содержаниями.
Аналогично берется отправная точка. Свобода выбора реакции. По сути, чтобы ни происходила вокруг индивида, он всегда волен выбрать любую реакцию. Например, человека окатила грязью проезжающая мимо машина. И скрылась за углом. Если человек не обусловлен выбором реакции, он может сделать все что угодно. Расплакаться, рассмеяться, вспомнить что-либо похожее, спокойно принять решение ввиду изменившейся ситуации и т.д. Человека ничто не может ограничить — ни гравитация, ни сорвавшаяся встреча. Действие произошло снаружи, а реакция появляется внутри. Между ними не должно быть связи.
Но по факту это не так. Изменяется настроение, а в голове разворачивается огромное количество самопроизвольных процессов: гнев, обида, сожаление, жалость к себе и т.д.
Это лишь пример, необходимый для установки отправной точки во внутренних содержаниях для расширения территории свободы.
В данной модели Остров Свободы — это свободный выбор реакции на произошедшее событие.
А далее, от отправной точки, индивид получает возможность отвоевывать новые территории у Океана Несвободы.
Гнев — автоматическая реакция, возникающая при определенных условиях. Гнев принадлежит Океану Несвободы. И эту территорию можно освободить расширяя Остров Свободы. Гнев — внутреннее содержание. Внутренняя реакция на событие. Но за отправную точку уже взята свобода выбора реакции. Крошечная свобода, но с колоссальной потенцией к расширению. С этой занятой крошечной территории можно осуществить экспансию Свободы. Именно отсюда вместо гнева можно выбрать, например, иронию. Неважно что именно, по ситуации, но это будет не накат волн со стороны Океана Несвободы, а проявление свободы и расширение территории. И подобную операцию можно проделывать относительно всего, что происходит во «внутреннем мире» под воздействием Океана Несвободы.
Небольшая тренировка и появляется понимание возникновения внутренних реакций. И понимание, что первичный плацдарм для дальнейшего расширения территории захвачен.
В этом суть модели. Далее можно двигаться, расширяя Остров Свободы, в различных направлениях.
Ещё нужно отметить момент превращения несвобод в свободы. Например, бесконечная внутренняя болтовня — невероятно мощная несвобода. Языковые рамки (имеется ввиду не языковой барьер между представителями разных стран, а ограничение бытия языковыми конструктами) — несвобода труднопреодолимая. Архетипы как психические структуры тоже очень серьезный барьер. И пока это относится к классу несвобод всё это принадлежит Океану Несвободы.
Но есть свобода тишины. Нет необходимости борьбы с внутренней болтовней. Эту несвободу можно оставить океану. А территорию Острова Свободы увеличить реализацией свободы тишины. И очень интересно то, что для реализации этой свободы нет никакой необходимости в борьбе.
По аналогии можно расширять территорию острова многими способами. Борьба. Способ, конечно, но малоэффективный. Вместо этого можно реализовать свободу непротивления. Не бороться с обидой (как внутренним состоянием), например, не переживать это негативное и разрушительное состояние, а реализовать какую-либо иную свободу, например, прощения.
Таким образом, шаг за шагом, Остров Свободы становится всё больше. А что Океан Несвободы? Он остается. В данной модели не говорится об абсолютной свободе, но выстраивается модель освобождения от все большего количества проявлений океана.
Ноябрь 2017 г.