От объекта к субъекту. И немного дальше
— Ты боишься смерти? — спросил Макс склонив голову набок.
— Нет, — спокойно ответил Гор, — смерть неизбежна.
— А если я сейчас сверну тебе шею? — лицо Макса выразило крайнюю степень серьезности.
— Ты можешь не дойти, потолок упадет, — улыбнулся Гор.
— Ты не понимаешь, — не унимался Макс, — ты лезешь в такое, что тебя может убить.
— Ну и что, — ухмыльнулся Гор, — от смерти спасенья нет, могу делать что хочу.
— Ладно, — Макс вздохнул, — в следующей жизни вместе посмеемся об этом.
— Макс, — Гор подошел к Максу, — у меня для тебя плохие новости.
Макс удивленно посмотрел гору в глаза.
— Да? — Макс постарался изобразить сарказм.
— Да, — слегка копируя Макса ответил Гор.
— Ты веришь в реинкарнацию, — продолжал Гор, и, допустим она есть. Но, по последним данным разведки, это не совсем то, что ты себе представляешь.
— Ну-ну, — из Макса полился сарказм, — давай послушаем.
— Ты думаешь, — не обращая на сарказм внимания, сказал Гор, — что ты, Макс, после смерти, своей смерти, будешь жить новую жизнь, всего лишь забыв, что ты в этой жизни был Максом, верно?
— Типа того, — ответил Макс.
— Так вот, — в голосе Гора добавилось твердости, — в этом и ошибка. Это трудно понять. Макс — это то, что ты привык считать собой. Личностные структуры, социальные роли, модели поведения и кодексы чести, привычки и пристрастия. Ты можешь наблюдать это со стороны?
— Могу, — в тоне Макса не осталось сарказма.
— Тогда ты можешь осознать, что то, что ты считаешь собой, есть результат некоего процесса, — Гор вопросительно посмотрел на Макса.
— Могу, — в глазах Макса появилась заинтересованность.
— Хорошо, — Гор улыбнулся, — давай построим модель. Итак, Макс — это объект, на который направлено внимание. Мир вообще состоит из объектов. И ты — один из них. Но тут есть одна интересная особенность, — Гор вынул из кармана ключ и показал Максу. — Это тоже объект, но в твоем восприятии этого объекта не было, пока внимание не было на него направлено.
— Ты хочешь сказать, что пока объект не выделен вниманием его нет? — Макс выразил скепсис.
— Не совсем так, — ответил Гор, — объекта нет в твоем восприятии.
— И что, — нетерпеливо спросил Макс.
— И то, — Гор повертел ключом, — ключ — это результат, а стал он результатом ввиду действия процесса, в данном случае — направления внимания.
— К чему это? — Макс старался понять к чему ведет Гор.
— К тому, — ответил Гор, — что ключ, нечто, что ты опознал как ключ, есть отражение объекта в твоей психике. Ты сделал действие — направил внимание. Это процесс. И в предмете опознал ключ — это результат.
— Не понимаю, — Макс развел руки в стороны.
— Ничего, — ответил Гор, — идем дальше. Внимание — это функция психики. Можешь ее выделить?
— Могу, — Макс сложил руки на груди.
— Отлично, — Гор искал слова для дальнейшего диалога, — теперь определим внимание как результат. Результатом какого процесса будет внимание? — Гор вопросительно посмотрел на Макса.
— Намерение? — неуверенно спросил Макс.
— Точно, молодец, а говоришь, что не понимаешь, — обрадованно воскликнул Гор, — намерение выделить сможешь?
— Думаю да, — задумавшись ответил Макс.
— Вот, — Гор поднял вверх палец, — теперь выделяем намерение как результат. Результатом какого процесса будет намерение?
— Дальше сам давай, — отозвался Макс.
— Намерение порождается, — Гор сделал паузу и внимательно посмотрел на Макса, — чтобы обнаружить объект нужно направить внимание, чтобы направить внимание нужно породить намерение. Вот скажи, Макс, когда ты направляешь внимание на себя и обнаруживаешь себя как объект, кто порождает намерение?
Макс задумавшись молча смотрел на Гора.
— Если ты отбросишь все представления о себе, — медленно проговорил Гор, — то останется только лишенное каких-либо признаков переживание наличествующей бытийности, то, что в некоторых традициях называют «Я есьм».
— И? — в голосе Макс звучала заинтересованность.
— И, — в тон Максу ответил Гор, — это переживание «Я есьм» есть субъект, который смотрит на все, что его окружает, и, в результате этого «смотрения» в психике отражается то, что ты привык отождествлять с собой и окружающим миром.
— И что с того, — Макс перенес вес с одной ноги на другую.
— А то, что то, что ты считаешь реинкарнацией, действует совсем не так, как ты себе представляешь, — Гор увидел, что Макс его понимает. — Когда Макс умрет, — продолжал Гор, — он не возродится в новой жизни. Для субъекта закончится фильм. Фильм в котором был Макс, причем в главной роли. А субъект лишь отождествился с Максом. А после окончания фильма начнется новый. И там будет новый персонаж, и отождествится субъект уже с новым главным героем. И так бесконечно, пока до субъекта не дойдет, что все это лишь бесконечная череда фильмов. Это и есть то, что в одной традиции называют Колесом Сансары.
— А что будет, когда субъект поймет, что происходящее — фильм? — Макс посмотрел на Гора.
— Субъект сможет смотреть на что угодно, — ответил Гор, — сам будет определять и сюжет, и роль, и режиссуру.
— Ерунда какая-то, — возразил Макс, — это получается, что субъект обречен вечно на что-то смотреть.
— Да, — Гор почесал подбородок, — но мы же, при переживании себя как субъекта, можем определить субъект как результат некоего процесса. Что это за процесс?
— Не, ну дальше у меня нет возможности говорить, — промолвил Макс.
— И то верно, — согласился Гор, — процесс — первичный импульс, первопричина всего, активность, приводящая к появлению субъекта, намерения, внимания, и, в конечном итоге, объектов. И у нас есть возможность пережить себя этой свободной, ни на что не опирающейся активностью.
— Субъект зависим от наличия самого себя, — Макс медленно находил подходящие слова, — намерение зависит от действий субъекта, внимание от намерения, а объекты от внимания — верно?
— Верно, — Гор дружески хлопнул Макса по плечу, — ты молодец, все понял.
— А где, в таком случае, все это происходит? — Макс переваривал воспринятое.
— В психике, дружище, а если шире — в Сознании, — взгляд Гора сошелся на переносице Макса.
— Как же добраться до той активности, которая лежит в самом начале? — понимание слов Гора порождало новые вопросы.
— Пойдем, поздно уже, — в следующий раз расскажу, — в руке Гора блеснул ключ.
17 августа 2017 г.
Для обсуждения и комментариев размещено в ФБ и ВК.
Опубликовано в ФБ | Опубликовано в ВК