Психосоматика или как освободить тело от психики

— Скажи, сенсей, как совершить действие без начала? Начать движение как трогается синкансэн?
— Действуй телом.
— Но ведь концепты, в том числе, — безначалья, принадлежат психике.
— Действуй телом.

Система — целое, состоящее из множества элементов. Элементы существуют в отношениях и связях друг с другом. Связи и отношения образуют целостность и согласованность системы.
Системе, как правило, присуща эмерджентность — общее свойство системы, отсутствующее у её элементов.
Чтобы понимать систему нужно наложить на нее описание.
Понимая систему как целостность и подходя к описанию целостности архетипически для решения задачи подходит описание системы через дихотомию инь-ян. Инь — проявление аспекта системы, характеризующегося как покой, торможение. Ян — проявление аспекта системы как активность, возбуждение. Эти аспекты не рядомположены, но взаимопроникаемы, вследствие чего, их взаимодействие и взаимопроникновение порождает новые качества и свойства, открывает возможности для эмерджентности.

Рассматриваемая система — человек в ключе психосоматики.
Задача — расщепление системы на элементы.
Цель — понимание и настройка системы в заданном ракурсе с возможностью развертки эмерджентных свойств.
Прием — освобождение психики от соматики и соматики от психики (сохранение целостности без взаимообусловленности элементов).

Рассмотрим систему (психосоматика) как целое, представленное совокупностью двух элементов: психики и соматики.
Для решения задачи наложим на систему описание, известное как дихотомия возбуждения и торможения — ян и инь.

Психика и соматика. Ян и инь.
Система рассматривается как процесс.
Накладывая на психосоматику описание дихотомии торможения и возбуждения, активности и пассивности, расслабления и напряжения получаем понимание поведения системы как процесса и понимание ее процессуальной изменчивости. Поскольку система организмическая, предложенное описание системы может быть наиболее подходящим.

Рассматриваемая система состоит из двух элементов: психики и соматики, иначе можно сказать — сознания и тела.
На систему накладывается описание как дихотомия ян и инь. Для понимания работы системы придется обратиться непосредственно к практике. К любой доступной практике, где можно выделить дихотомию сознание-тело. Где возможно применение процедур и к телу, и к сознанию, и к целостной неразделенной системе.
Безусловно, подобные практики позволяют отдельности свести к целостности, что, собственно говоря, и является результатом практик.
Мы же намерено идем обратным путем, расщепляя целостность на составляющие. Этим приемом, приемом расщепления, достигается дифференциация системы на элементы. Делается это, во-первых, для понимания функционирования системы, во-вторых, — для возможности настройки системы через согласование ее элементов, ведь, как известно, целостность системы характеризуется согласованностью ее элементов.
Таким образом, в дихотомии сознание-тело или психика-соматика, тело несет в себе все качества и свойства инь, а сознание/психика все качества и свойства ян. Разумеется, вместе образуют неразделенную целостность. Намеренное же разделение дает возможность решать ряд актуальных задач.

Тело-инь. Плавность, текучесть, расслабленность, отсутствие резкости, перетекание от одного к другому. Развертка в теле качеств и свойств инь, помимо снятия напряжений упраздняет и функцию контроля. Само-собой, функция контроля принадлежит психике, соответственно в этом моменте, до расщепления целостного процесса психосоматики на психику и соматику, происходит такое взаимопроникновение психики и соматики, при котором психика обуславливает тело, контролем, мешая его процессуальной эффективности, а тело обуславливает психику, оттягивая на себя психический ресурс, затрачиваемый на осуществление контроля. Расщепление позволяет выделить, с одной стороны, вмешательство в самодостаточное действие тела психики, с другой — такое функционирование тела, при котором контроль становится необходимым. Можно ли без этого обойтись? Можно. Для этого и выполняется процедура расщепления целостного процесса на составляющие. Оказывается, тело при разделении с психикой, способно, при некотором навыке, четко, точно и плавно совершать любые операции без вмешательства какой-либо контролирующей инстанции (где такой инстанцией является психика). Как говорится, не мешайте машине ехать.

Психика-ян. Здесь психика рассматривается исключительно применительно к решению обозначенных задач, не более. При расщеплении целостной психосоматики, когда психика расцеплена с телом, а тело-инь органично решает задачу взаимодействия с окружающим миром, без резкости, плавно, текуче, расслабленно и своевременно, что делает психика?

Психика-ян, в аспекте активности, действует как инстанция смысло- и целеполагания. Психика задает цель и не мешает телу движению к ней. «Создай устремление и отпусти тело» — говорит сенсей. Сознание интенционально. Янский аспект задает направление интенциональности. Иными словами, осуществляет фокусировку ресурса сознания на достигаемой цели.

После расщепления целостного психосоматического процесса на инь-соматику и ян-психику, настает время снова свести их в целостность. Сведение к целостности приводит к переживанию нераздельности психики и соматики при их неслиянии и различенности. Где целостность системы достигается согласованностью психики и соматики. Взаимопроникаемые инь и ян составляют целостность.

Если все процедуры по расщеплению, выделению, согласованию и сведению к целостности удается выполнить, наблюдается качественное изменение системы. Тело становится расслабленным (не кисележелеобразным, конечно, но с нужными натяжениями и без каких-либо лишних напряжений, только необходимое и достаточное), способным плавно двигаться в сторону цели. Психика осуществляет целеполагание и фокусировку на цели не тратя ресурс на управление и контроль за действиями тела. И тело, и психика процессуально действуют вместе, нераздельно и согласованно. Согласованность элементов системы, в нашем случае психосоматической, делают её целостной.

Из этого произрастает безначалье. Телу-инь, сохраняющему свой иньский аспект, находящемуся в иньской непрерывности и процессуальности не пристало начинать действие, ибо тому действию, в котором оно находится всегда, не нужно начинаться. Нет старта, есть продолжение процесса, у которого не было начала. Тело движется, живет и функционирует в максимально комфортных, удобных и подходящих для актуальных ситуаций и взаимодействий режимах.

Психика-ян, освобожденная от функции контроля тела, реализует янский аспект, идеальную активность, на реализацию целеполагания, не мешая и не препятствуя телу в совершении действия, будучи в действии без какого-либо представления о том, каким должно быть действие. А это ни что иное как свободное действие.

Для чего всё это нужно? Для взаимодействия с реальностью, действуя по ее правилам, но будучи не обусловленным ею.

Если же кому-то интересно как это сделать, какие нужны процедуры и от какой рабочей модели отталкиваться, — все необходимые знания и технология есть.

© Bлaдимиp Meлeшин