Сознание в прицеле экстремальной ситуации

Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, с чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него.
Сунь-Цзы, «Искусство Войны»

Задача
Выявление свойств сознания, активных в экстремальных ситуациях.
Развертка организованностей сознания для решения задач действия в экстремальных ситуациях, а также для преодоления и пресечения экстремальных ситуаций.

Цель
Получение навыка развертки организованностей сознания для действия в ситуациях угрозы жизни, здоровью, имуществу, благополучию.

Метод
Направленность особых, присущих только сознанию свойств на пресечение/преодоление экстремальной ситуации или ресурсное нахождение в экстремальной ситуации в случае невозможности пресечения/преодоления.

Автор
Bлaдимиp Mелeшин
Психотехнолог
В прошлом офицер ВС, после сотрудник спецподразделения, капитан запаса, с опытом противодиверсионной и оперативной деятельности.

Теоретическая часть
1. Что в экстремальной ситуации можно сделать средствами сознания.
2. Что это за средства и как ими пользоваться.
3. Экстремальная ситуация и развертка сценариев.
4. Выявление намерения окружающего мира.
5. Смысловые операции.

Практикум
1. Позиция действия.
2. Организованности сознания.
3. Управление состояниями сознания.
4. Конфигурация внимания.
5. Потоковые состояния.
6. Субъективные и объективные процессы в сознании.
7. Намерение события. Предразвертка экстремальной ситуации.
8. Поведенческие сценарии.
9. Неопределенность.
10. Выбор стратегии.

Экстремальная ситуация (лат. extremus — крайний, критический) — это внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимается человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности и благополучию, как самого человека, так и значимых для него окружающих. Экстремальная ситуация характеризует специфическую обстановку, в которой наблюдаются крайние значения существенных для жизни субъективных факторов: физического здоровья и деятельности человека или социальной группы, в которую он включён.

Физиологические и поведенческие реакции на экстремальную ситуацию, такие как соматическое и нервно-психическое напряжение, эмоциональный и моральный и душевный фон, дискомфорт, возбуждение/ступор и прочие рассматривает психология.
Мы же будем заходить со стороны организованностей сознания и психонетической рабочей модели.

Психонетика как технология работы с сознанием позволяет выявить свойства, функции и организованности сознания, способные в экстремальной ситуации:
— уверенно находиться непосредственно в условиях экстремальных ситуаций, когда нет возможности прекратить экстремальную ситуацию или выйти из нее;
— чувствовать «внешнее» намерение и действовать превентивно во избежание экстремальной ситуации;
— видеть зарождение экстремальной ситуации и предпринимать меры для ее пресечения;
— выходить из экстремальной ситуации в случае попадания в неё;
— управлять состояниями сознания в экстремальной и предэкстремальной ситуации.

Притча
Один человек решил изучить различные стили боевых искусств. Однажды он пришел к Мастеру и спросил его: а чем отличается ваше искусство от других? Смогу я после обучения свободно пройти по улице, на которой полно бандитов и агрессивно настроенных хулиганов?
— Я научу тебя большему. Я научу тебя не ходить по таким улицам, — ответил ему Мастер и улыбнулся.

Целью практикума определяется выявление соответствующих свойств, функций и организованностей сознания и получение навыка их развертки в экстремальной ситуации, в предэкстремальной ситуации, а также в повседневной деятельности для решения повседневных задач.

Выделим свойства, функции и организованности сознания применительно к заданной теме.
Непосредственно сознанию в данной работе определение даваться не будет. Согласно теореме Гёделя любая система либо неполна, либо непротеворечива. В работе используется исключительно инженерный подход: выделяется то или иное свойство сознания и находится способ его применения. Все определения являются не определениями, но пояснениями, имеющими операциональный характер.
Согласно рабочей модели сознание нелокально, сталкивается с тем, чем оно не является, в результате чего организуется феноменальный мир. Человек в нем существо сознания, сделанное из «материала» сознания и оперирующее средствами сознания.

Рабочая модель строится из парадигмы нелокальности сознания.
Нелокальное сознание сталкивается с чем-то неведомым. Бах!
И, как всякое порядочное сознание, на столкновение реагирует.
Результатом реакции в сознания появляются организованности.
Восприятие, мышление, эмоции, понимание, всё, что можно выделить вниманием, да что уж там, и само внимание...
Всё. Всё-всё-всё — реакция сознания. Результат столкновения. Реакция в таком виде и такой форме.
Формы существуют в сознании и нигде больше. Что навязывает сознанию именно такие формы?
Формы навязаны сознанию строением органов восприятия, культурой и языковыми факторами. Сознание подчинено формам.
Высшая задача любого сознательного существа — перевести сознание из режима подчинения в режим созидания.

Как организованность имеющая отношение ко всей дальнейшей работе в психонетике выделяется организм сознания — целостный организм, «организм сознания», в котором все его компоненты взаимозависимы, и изменения одного из них компенсируется изменениями других.
Организм сознания — аппарат преобразования одних содержаний сознания в другие. Для этого в организме сознания представлены соответствующие функции: внимание, мышление, эмоциональная оценка, принятие решений и т.д.

Свойства, функции и организованности сознания для работы с экстремальными ситуациями.
— Осознаваемая активность.
— Позиция действия.
— Внимание и конфигурация внимания (однонаправленность, многопоточность, концентрация, деконцентрация).
— Субъективные и объективные процессы.
— Перцептивные среды (среды восприятия).
— Отражение ситуации в средах сознания: перцептивной, эмоциональной, иммагинативной.
— Мышление и эмоциональная оценка.
— Интуиция.
— Концентрация/сосредоточение.
— Потоковое состояние сознания.

В случае, когда экстремальная ситуация неотвратимо разворачивается можно выделить четыре этапа: восприятие, признание, принятие решения, реагирование.
Человек чувствует как что-то пошло не так, после этого понимает (признает/узнает) с чем имеет дело, опираясь на воспринятое и понятое принимает решение, и, непосредственно, реагирует.
Однако, если действовать по описанному сценарию, все может закончиться весьма печально. Ситуация может развиваться стремительно, этапы развертки требуют времени. Поскольку времени на реагирование может попросту не остаться, можем выделить такую категорию как «тайминг». А все четыре этапа сведем к целостному мышлению с целью устранения и самих этапов, и их последовательной развертки. Для этого осваивается особый вид внутреннего действия — смысловые операции.
Смысловая операция — совершение действия вне чувственного восприятия с последующей разверткой в виде отражения в средах сознания.
Именно умение совершать смысловые операции позволяет выявить возможную вероятность наступления экстремальной ситуации и предпринять действия к тому, чтобы в ней не оказаться.
Если же экстремальная ситуация развернулась, навык совершения смысловых операций позволит не утрачивая рефлексивной позиции решать задачи максимально адекватно ситуации.

Поведенческие сценарии и шаблоны восприятия
Модели поведения, как правило, закладываются в детстве, развиваются, усиливаются успешным и неуспешным опытом. Со временем вытесняются в зону неосознавания и самопроизвольно разворачиваются в виде поведенческого сценария. Экстремальная ситуация всегда выступает в роли стимула, в роли раздражителя и провокатора. Когда сознание функционирует в режиме «стимул-реакция» разворачивается тот поведенческий сценарий, который в похожей ситуации был реализован ранее. Большой минус в том, что поведенческий сценарий никогда не бывает адекватен актуальным процессам. Из памяти актуализируется шаблон, максимально приближенный к ситуации, после чего реакция на происходящее разворачивается в соответствии с шаблоном.

Воин, в экстремальной ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки.

Здесь уместно говорить об адекватности. Попадая в экстремальную ситуацию (впрочем, как и в любую другую), человек зачастую адекватен внутренним, субъективным содержаниям сознания. Однако, субъективные содержания сознания, в случае отсутствия активной позиции, в большинстве случаев адекватны сами себе, но никак не адекватны тем процессам, которые происходят вокруг человека.
Провокация субъективных содержаний сознания приводит к развертке шаблонных сценариев и реакций. Но стоит помнить, что сценарии, успешно реализованные в одних ситуациях, вряд ли будут подходить для других ситуаций ввиду того, что условия изменились, особенно, если речь идет о ситуации экстремальной.
Чтобы в экстремальной ситуации действовать эффективно, важно быть свободным от тех или иных сценариев.
К освобождению от ре-активного поведения приводит практика действия из активной позиции.

Объективные и субъективные содержания сознания
Под объективными процессами понимаются процессы, доступные к восприятию всеми участниками процесса.
Под субъективными процессами понимаются внутренние процессы, доступные только субъекту и никому больше.
В экстремальных ситуациях рекомендуется распределять внимание по объективным процессам и принимать решение в виду изменения объективных процессов, но не субъективных.
Субъективные же процессы актуализируются как оценка индивидуальных возможностей выполнения того или иного действия.

Выбор стратегии
Стратегия (др.-греч. στρατηγία — искусство полководца) — общий, недетализированный план, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, в военном деле, позднее вообще какой-либо деятельности человека.
Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели (стратегия как способ действий становится особо необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов).

Как бы не развивалась экстремальная ситуация и какие бы предпосылки не предшествовали ее развитию, для преодоления нужно использовать правильную стратегию.
Правильной будет та стратегия, которая приводит к достижению результата с минимальными временными и ресурсными затратами.
При взаимодействии с окружающим миром (не только в экстремальной ситуации), можно выделить несколько базовых стратегий:
— соперничество;
— сотрудничество;
— компромисс;
— уклонение;
— растворение;
— уступки.
Можно ли в экстремальной ситуации действовать без стратегии?
Да, можно. Но в этом случае, действие все равно будет выполняться, но не по осознаваемому плану, а по неосознаваемому сценарию.

Человек, имея в себе животное начало, в экстремальной ситуации подвержен трем базовым сценариям: бей, беги, замри.
Каким бы сложным не был мир, какие бы сложные вызовы не стояли перед человеком, без активной позиции, без владения стратегией все сценарии развиваются исходя из первичного животного базиса. Разница лишь в форме проявления. Проявление агрессии как ответ на экстремальную ситуацию, эмоциональная реакция (истерика) или ступор. Или различные комбинации базовых реакций ввиду сложности человеческой психики.
В сложном мире со сложными вызовами крайне необходимо владение навыком построения стратегии применительно к любым жизненным ситуациям, и повседневным, и, особенно, — экстремальным.

Виды экстремальных ситуаций
— с непосредственной угрозой жизни и здоровью;
— без угрозы жизни и здоровью, но с угрозой имуществу, комфорту, благополучию;
— краткосрочные;
— долгосрочные;
— с высокой степенью неопределенности.

Далее, для освоения навыков построения и управления организованностями сознания с целью действия в экстремальных ситуациях предлагается цикл практик.


Вебинар 1

Сознание в прицеле экстремальной ситуации

Философия боевых искусств

Боевые искусства развивались с начала времен, с момента проявления конфликтов как противостояния с угрозой жизни. Эпохи, школы, стили, виды вооружений — все это способствовало развитию и боевых искусств, и их носителей.
Тема настолько глубокая, что говорить об интересующих нас наполнениях боевых искусств можно бесконечно долго.
Текущая задача — развертка организованностей сознания способствующих невовлечению в экстремальную ситуацию или пресечению экстремальной ситуации на ранних стадиях ее зарождения.
Боевые искусства — системы развивающиеся и в экстремальных ситуациях, и для экстремальных ситуаций. Соответственно, боевые искусства располагают способами создания организованностей сознания, способствующих осознаваемой активности сознания в условиях неопределенности и угрозы жизни.

Спокойствие воина есть основа стабильности мира.

Психотехнолог, как мы знаем, — тот, кто пользуется организованностями сознания как своими инструментами.
Поэтому не будем много рассуждать о боевых искусствах и их долгой истории, а возьмем те организованности сознания, которые при активности сознания позволяют средствами сознания эффективно решать задачи в условиях экстремальных ситуаций, а также воспользуемся теми способами, которые создают интересующие нас организованности.

Суть истинного боевого искусства — достижение победы без вступления в бой. Боевые искусства не про ведение боя. Бой — лишь малая прикладная часть. Боевые искусства — это особый взгляд на окружающую действительность. В первую очередь воин должен уметь управлять собой. То, к чему идем мы, — активное сознание, — суть то же самое.

Настоящие уроки боевых искусств заключаются не в ударах кулаками и ногами, но в хладнокровной уверенности в себе, которая возникает на основе хорошего самовосприятия, уверенного знания того, кто ты есть, чего ты хочешь добиться и как именно ты это сделаешь.

Среди множества боевых искусств выделяется японское боевое искусство «иай-до».
Суть искусства в поражении противника на этапе извлечения клинка из ножен.
Это очень концентрированный пример экстремальной ситуации.
В экстремальной ситуации, в необходимости извлекая меч опередить противника, есть всё: угроза жизни, высокая степень неопределенности, сверхмалое время на принятие решения, стремительность развития ситуации, правильный выбор стратегии, внимание способное выделять тонкие сигналы, согласованность внутреннего и внешнего.

В современном контексте с мечом ходить не принято, как и поражать им оппонента, но состояния сознания, восприятие, взаимодействие с миром доступные воину интересны и нам.

Перефразируя смысл искусства можно сказать, что иай — это искусство совершения правильного действия в максимально подходящее для него время.
Правильным можно считать любое действие, быстро и эффективно приводящее к цели. Чем быстрее и эффективней действие приводит к цели, тем оно правильней. Как видно «правильность» не имеет ничего общего с общепринятым дуализмом: хорошее-плохое, доброе-злое и т.п. Если суперзлодей решил уничтожить мир, то, в его случае, правильными будут действия, по кратчайшей траектории приводящие к результату. Соответственно, для супергероя, правильными будут совершенно иные действия. Всё зависит от цели.
Таким образом, используя имеющиеся психотехники ставим задачу обучиться навыку совершать правильные действия.
Именно этот аспект делает получаемый навык бесценным в современном (впрочем, в любом) обществе. Правильные действия всегда будут давать преимущества в любом социуме. Но дело даже не в этом. Правильность действий позволяет достигать цели безотносительно самих целей. Т.е. навык может быть реализован на любом поле: экстремальном, социальном, правовом, изыскательском, творческом и т.д.
Второй аспект, которому нужно обучиться — выделение «подходящего времени». Т.е. для каждого действия должно быть подходящее время. Действие, совершенное в неподходящее время, не приведет к результату и не приблизит к цели. Действие станет «правильным» только в том случае, если оно максимально выписывается в происходящий контекст.
Это приводит к необходимости выделения контекста. Однако, контекст сам по себе не выделяется. Требуется реорганизация внимания. Нужно освоить навык переключения внимания с себя, но происходящее вокруг, причем с сохранением собственной позиции внутри контекста. Это приводит к освоению новых навыков: тренировка внимания как функции, прекращению доминирования саморефлексии, расширение восприятия за счет перевода внимания с «внутреннего» на «внешнее». В свою очередь это приводит к выделению много большего количества сигналов и явлений окружающего мира.
Связка «совершение правильного действия в подходящее время», возведенная в статус Искусства позволяет развить навыки и умения, позволяющие достигнуть колоссальной результативности в любом деле. Карьера, личностный рост, социальное взаимодействие, реализация творческих потуг и т.д.

Экстремальная ситуация может пониматься по-разному.
Для кого-то акт социального взаимодействия уже экстремальная ситуация.
Для кого-то развитие событий не по плану.
Для кого-то вынужденная неопределенность.
В современном мире переживание ситуации как экстремальной не всегда может быть связано с угрозой.
Не будем привязываться к какой-то конкретной ситуации и обозначим возможность приведения сознания к таким организованностям, с помощью которых субъект сможет преодолевать экстремальные ситуации средствами сознания.

Практикум

Развертка организованностей сознания как инструментария для преодоления/пресечения экстремальных ситуаций действия в них.

© Bлaдимиp Meлeшин

Отзыв о вебинаре

Здравствуйте, Оксана и Владимир!
Хочу сказать большое вам спасибо за семинар. Я выпускница МАСП. Для меня практика второго дня была непростой. Первый день по ощущениям — разминка. В частности сложно было поддерживать и распределённое внимание и быть в состоянии ожидания что что то произойдёт. Особенно мне была интересна практика «выращивания органов субъективных переживаний». Т.е. считывания того, что ещё не произошло, но уже грядёт. Буду рада если эта тема ещё будет в ваших семинарах.
С глубоким уважением, Анна.