От объекта к субъекту. И немного дальше

От объекта к субъекту

— Ты боишься смерти? — спросил Макс склонив голову набок.

— Нет, — спокойно ответил Гор, — смерть неизбежна.

— А если я сейчас сверну тебе шею? — лицо Макса выразило крайнюю степень серьезности.

— Ты можешь не дойти, потолок упадет, — улыбнулся Гор.

— Ты не понимаешь, — не унимался Макс, — ты лезешь в такое, что тебя может убить.

— Ну и что, — ухмыльнулся Гор, — от смерти спасенья нет, могу делать что хочу.

— Ладно, — Макс вздохнул, — в следующей жизни вместе посмеемся об этом.

— Макс, — Гор подошел к Максу, — у меня для тебя плохие новости.

Макс удивленно посмотрел гору в глаза.

— Да? — Макс постарался изобразить сарказм.

— Да, — слегка копируя Макса ответил Гор.

— Ты веришь в реинкарнацию, — продолжал Гор, и, допустим она есть. Но, по последним данным разведки, это не совсем то, что ты себе представляешь.

— Ну-ну, — из Макса полился сарказм, — давай послушаем.

— Ты думаешь, — не обращая на сарказм внимания, сказал Гор, — что ты, Макс, после смерти, своей смерти, будешь жить новую жизнь, всего лишь забыв, что ты в этой жизни был Максом, верно?

— Типа того, — ответил Макс.

— Так вот, — в голосе Гора добавилось твердости, — в этом и ошибка. Это трудно понять. Макс — это то, что ты привык считать собой. Личностные структуры, социальные роли, модели поведения и кодексы чести, привычки и пристрастия. Ты можешь наблюдать это со стороны?

— Могу, — в тоне Макса не осталось сарказма.

— Тогда ты можешь осознать, что то, что ты считаешь собой, есть результат некоего процесса, — Гор вопросительно посмотрел на Макса.

— Могу, — в глазах Макса появилась заинтересованность.

— Хорошо, — Гор улыбнулся, — давай построим модель. Итак, Макс — это объект, на который направлено внимание. Мир вообще состоит из объектов. И ты — один из них. Но тут есть одна интересная особенность, — Гор вынул из кармана ключ и показал Максу. — Это тоже объект, но в твоем восприятии этого объекта не было, пока внимание не было на него направлено.

— Ты хочешь сказать, что пока объект не выделен вниманием его нет? — Макс выразил скепсис.

— Не совсем так, — ответил Гор, — объекта нет в твоем восприятии.

— И что, — нетерпеливо спросил Макс.

— И то, — Гор повертел ключом, — ключ — это результат, а стал он результатом ввиду действия процесса, в данном случае — направления внимания.

— К чему это? — Макс старался понять к чему ведет Гор.

— К тому, — ответил Гор, — что ключ, нечто, что ты опознал как ключ, есть отражение объекта в твоей психике. Ты сделал действие — направил внимание. Это процесс. И в предмете опознал ключ — это результат.

— Не понимаю, — Макс развел руки в стороны.

— Ничего, — ответил Гор, — идем дальше. Внимание — это функция психики. Можешь ее выделить?

— Могу, — Макс сложил руки на груди.

— Отлично, — Гор искал слова для дальнейшего диалога, — теперь определим внимание как результат. Результатом какого процесса будет внимание? — Гор вопросительно посмотрел на Макса.

— Намерение? — неуверенно спросил Макс.

— Точно, молодец, а говоришь, что не понимаешь, — обрадованно воскликнул Гор, — намерение выделить сможешь?

— Думаю да, — задумавшись ответил Макс.

— Вот, — Гор поднял вверх палец, — теперь выделяем намерение как результат. Результатом какого процесса будет намерение?

— Дальше сам давай, — отозвался Макс.

— Намерение порождается, — Гор сделал паузу и внимательно посмотрел на Макса, — чтобы обнаружить объект нужно направить внимание, чтобы направить внимание нужно породить намерение. Вот скажи, Макс, когда ты направляешь внимание на себя и обнаруживаешь себя как объект, кто порождает намерение?

Макс задумавшись молча смотрел на Гора.

— Если ты отбросишь все представления о себе, — медленно проговорил Гор, — то останется только лишенное каких-либо признаков переживание наличествующей бытийности, то, что в некоторых традициях называют «Я есьм».

— И? — в голосе Макс звучала заинтересованность.

— И, — в тон Максу ответил Гор, — это переживание «Я есьм» есть субъект, который смотрит на все, что его окружает, и, в результате этого «смотрения» в психике отражается то, что ты привык отождествлять с собой и окружающим миром.

— И что с того, — Макс перенес вес с одной ноги на другую.

— А то, что то, что ты считаешь реинкарнацией, действует совсем не так, как ты себе представляешь, — Гор увидел, что Макс его понимает. — Когда Макс умрет, — продолжал Гор, — он не возродится в новой жизни. Для субъекта закончится фильм. Фильм в котором был Макс, причем в главной роли. А субъект лишь отождествился с Максом. А после окончания фильма начнется новый. И там будет новый персонаж, и отождествится субъект уже с новым главным героем. И так бесконечно, пока до субъекта не дойдет, что все это лишь бесконечная череда фильмов. Это и есть то, что в одной традиции называют Колесом Сансары.

— А что будет, когда субъект поймет, что происходящее — фильм? — Макс посмотрел на Гора.

— Субъект сможет смотреть на что угодно, — ответил Гор, — сам будет определять и сюжет, и роль, и режиссуру.

— Ерунда какая-то, — возразил Макс, — это получается, что субъект обречен вечно на что-то смотреть.

— Да, — Гор почесал подбородок, — но мы же, при переживании себя как субъекта, можем определить субъект как результат некоего процесса. Что это за процесс?

— Не, ну дальше у меня нет возможности говорить, — промолвил Макс.

— И то верно, — согласился Гор, — процесс — первичный импульс, первопричина всего, активность, приводящая к появлению субъекта, намерения, внимания, и, в конечном итоге, объектов. И у нас есть возможность пережить себя этой свободной, ни на что не опирающейся активностью.

— Субъект зависим от наличия самого себя, — Макс медленно находил подходящие слова, — намерение зависит от действий субъекта, внимание от намерения, а объекты от внимания — верно?

— Верно, — Гор дружески хлопнул Макса по плечу, — ты молодец, все понял.

— А где, в таком случае, все это происходит? — Макс переваривал воспринятое.

— В психике, дружище, а если шире — в Сознании, — взгляд Гора сошелся на переносице Макса.

— Как же добраться до той активности, которая лежит в самом начале? — понимание слов Гора порождало новые вопросы.

— Пойдем, поздно уже, — в следующий раз расскажу, — в руке Гора блеснул ключ.

© Bлaдимиp Meлeшин
17 августа 2017 г.

Для обсуждения и комментариев размещено в ФБ и ВК.
Опубликовано в ФБ    |     Опубликовано в ВК