4. Приемы формирования групп и получения ГС

4.1. Получение ГС в группе

Для возникновения ГС, группа должна достигнуть такого уровня организации, который отвечает необходимым условиям возникновения ГС. Требуется организующий элемент для преобразования группы в систему. Организующий элемент обеспечивает связь в группе и провоцирует общую согласованную активность группы.

В роли организующего элемента в процессе целенаправленного получения ГС, может выступать конкретный участник группы — ведущий, в этом случае он является медиатором — связующим для всех других участников группы. Такой ГС зависит от стимуляции со стороны связующего, например, поддержания интереса к общей деятельности в группе, однако, при росте степени вовлеченности каждого участника в групповую деятельность, ГС становится независимым от наличия медиатора. Как следствие, группа, сформированная таким образом, сама становится стимулом для поддержания своего существования.

ГС может быть «выращен». Под «выращиванием» понимается процесс формирования группы без прямого организационного воздействия. Для подобного метода получения ГС используются опосредованное организационное воздействие (например, игровые методики, НЛП, иные психотехнические методы), таким образом, стимулируется возникновение заинтересованности в общей идее и деятельности. Активный агент, производящий стимуляцию возникновения предпосылок для ГС — провокатор, цель которого порождение группы как системы, способной породить ГС. Провокатор может быть частью группы, а может находиться вне ее.

Часто группы возникают «сами по себе», без организационного воздействия, объединяясь по какому-либо признаку и при возникновении общей задачи. Устойчивость подобной группы зависит от нескольких аспектов, например, степени вовлеченности каждого в деятельность группы, продолжительности решения задачи, окончательности результата. Если в процессе жизнедеятельности группы был порожден ГС, то уже его наличие — гарант дальнейшего существования группы.

4.2. Формирование группы воздействием ГС

В отдельном случае организующим элементом может быть группа-аттрактор, которая является «центром притяжения» при формировании группы. Этот способ удобен для создания больших проектных групп, состоящих из малых групп. Первоначально группа организуется по признаку наличия общей цели или общего интереса. Группа-аттрактор целенаправленно порождает ГС, имеющего ту же цель и «втягивает» в себя тех, кто имеет схожие интересы.

Развитие подобных техник гипотетически может привести к способности небольшого количества операторов «втягивать» в субъект групповые объекты и осуществлять управление ими. Здесь под групповым объектом понимается группа лиц, чье внимание удерживается общим объектом внимания.

4.3. Правила создания группы

При создании группы для успешного совместного порождения ГС должны быть соблюдены следующие правила:

Правило 1. Добровольное волеизъявление каждого участника группы на принятие решения об активном участии в совместной деятельности группы.

Правило 2. Все участники группы имеют равный статус.

Правило 3. Наличие индивидуального и группового психологического комфорта.

Правило 4. Личная заинтересованность в деятельности группы.

Правило 5. Идентичность ГС.

Соблюдение правил обеспечивает со-настройку группы через понимание и принятие единой организационной структуры группы на этапе формирования и существования.

Во-первых, решение об активном участии в совместной деятельности группы принимается каждым участником и является его добровольным волеизъявлением. Решение может измениться, участник может в любое время покинуть группу или вернуться в нее. Это обеспечивает участие в деятельности группы без стимулирования участника группы извне.

Во-вторых, у каждого участника изначально должен быть равный статус участия в группе. Это ведет к возникновению структурного однообразия элементов группы как системы и обеспечивает поддержание целостности группы. Если в группе присутствует ведущий, то он не имеет статуса лидера, чья личная воля давлеет над волей участников.

В-третьих, участникам группы должно быть психологически комфортно состоять в группе и отношениях с другими участниками.

Это приводит к равной степени открытости и доверия в группе. ГС в такой группе является желанным и любимым «детищем» каждого и приобретает статус «личного/своего». Возникает равная степень заинтересованности и активности в деятельности группы.

Заинтересованность в совместной групповой деятельности становится личной, когда совместная деятельность приносит индивидуальную выгоду, например, получения новых навыков, решения интересующей задачи или удовольствия от совместной деятельности. Личная заинтересованность становится «внутренним» стимулом для активного участия в деятельности группы, порождении и поддержании ГС.

Идентичность ГС — одинаковое восприятие группы и ГС у всех участников группы. Это означает, что все участники в равной степени владеют знанием и информацией о группе: характера ее деятельности, целях, результатах и идентичным опытом деятельности. Это обеспечивает структурную равномерность группы. Обратная связь от участников о личной феноменологии во время деятельности способствует выполнению этого правила.

Выполнение любого правила может быть обеспечено психотехническими методами.

***

Для установления идентичности ГС использовалось метод смысловой развертки образа группового тотема. Совокупная информация о группе в виде группового фона «очищалась» от модальных представлений и преобразовывалась в смысловое переживание. Затем производилась процедура «развертки» полученного знания без формы (смыслового переживания) в имагинативной модальности в заранее заданных параметрах — в виде образа тотемного животного соответствующего ГС. При выполнении упражнения, нормативные результаты — идентичное представление визуального образа у всей группы.


Лаборатория мета исследование: пригласить

Принимаем приглашения

На подготовку групп с гризонтальным управлением, подготовку операторов, обучение психотехникам, обучение техникам работы с психикой, на обучение, на разработку методик, к сотрудничеству.

Узнать