2. Описание феномена ГС

2.1. Системные свойства

Как феномен ГС имеет «природу» — цель существования, устройство (организацию) и среду существования. Системные свойства ГС дают представление о его феноменальной природе — сущности феномена и характера его проявления в форме конкретных групповых процессов и их результатов.

ГС появляется при возникновении целенаправленной активности группы.

Общая согласованная деятельность становится основополагающим качеством группы — активностью и из объединения отдельных индивидуумов группа преобразуется в систему как совокупность элементов, взаимосвязанных общей активностью и организующих целостность.

Целостность является необходимым условием возникновения Группового Субъекта.

Под целостностью подразумевается наличие связей между элементами системы и их интегрированность в единую структуру. Целостность системы делает ее носителем эмерджентных свойств. При этом условии у группы появляется самодостаточность, автономность, а также субъектность, связанная с активностью группы как системы.

Субъектность группы — свойство системы к порождению целенаправленной активности. Субъектность группы — это эмерджентное свойство организованной группы, которое проявляется в феномене группового субъекта.

Целостность и эмерджентность являются принципиальными характеристиками любой системы.

Эмерджентность определяет наличие особых свойств у системы, не присущих её элементам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями1. Это качество предполагает несводимость свойств ГС к сумме свойств её участников. Возможности и активность ГС не равны, а вследствие системности, превосходят возможности и активность группы как конгломерата, а также отдельных ее участников.

Эмерджентные свойства ГС определяет структура группы.

Свойства ГС у групп, отличных по своей структуре (организации), будут различаться. Разные инструкции по получению ГС будут приводить к различиям, которые проявляются в свойствах групп.

Эмерджентность определяет наличие иных системных свойств ГС, таких как:

  • изоморфизм, который является внутренним качеством системы и обеспечивает равные отношения элементов между собой и системой;
  • поведение, как организованная деятельность системы;
  • синергия, качественно усиливающий эффект совместной организованной деятельности;
  • открытость и адаптивность — сохранение целостности при изменении количества и качества элементов системы;
  • процессуальность — последовательное изменение состояний системы во времени;
  • организмичность, то есть наличие собственных интересов системы — «смысла» существования;
  • иерархичность, когда каждый элемент — «холон» (англ. holon), одновременно являющийся и целым самим по себе, и частью чего-то ещё1.

Системные свойства преобразуются в качественные и количественные характеристики группы и ее деятельности.

2.2. Функции

Свойства ГС в отношении группы развертываются в функции — специфические процессы, направленные на достижение конкретного результата. Функции ГС проявляются при порождении группой целенаправленного процесса и могут влиять на ход и успешность группового процесса. Приводимые здесь функции ГС не являются полным списком всех функций, а скорее примером тех, которые были обнаружены в практических исследованиях.

Организующая функция. Наличие ГС у группы само по себе является достаточным основанием для существования и поддержания структурных связей — со-организованной группы.

Связующая функция. ГС обеспечивает наличие функциональных и информационных связей в группе, являя собой среду взаимодействия группы.

Интегративная функция. Процесс объединения элементов в целое. Интегративная функция позволяет добавлять новых участников в группу, не разрушая существующие структурные связи и целостность группы, а включая элемент в систему.

Функция сохранения и порождения энергии. Энергетический аспект ГС наблюдается как количественная характеристика группового фона — его интенсивность, «тонус» группы. «Тонус» группы меняется при изменении интенсивности групповой активности. Исходя из свойства синергетичности, усиливающей эффект взаимодействия группы, «тонус» ГС гораздо выше, чем у группы как суммы участников и их энергетических характеристик. При условии взаимодействия группы на уровне ГС повышается и индивидуальный тонус каждого участника. Используя эту функцию ГС, возможна интенсивная и эффективная работа группы без возникновения усталости длительное время.

Управляющая или координирующая функция. Так как ГС является управляющей групповой активностью инстанцией, то связанность группы общей позицией фокусирует активность группы в выбранном приоритетном направлении. Деятельность отдельных участников согласовывается без дополнительных команд, группа функционирует как единый организм, без выделения главенствующих элементов.

Функция обмена данными и их хранения. Информация может быть сохранена, передана и получена посредством ГС. Целостность группы, предпосылка появления ГС, обеспечивает наличие группового фона, в котором содержатся все сведения о группе целиком и отдельных ее участниках. Групповой фон может быть преобразован в общее групповое «пространство» (далее протоформа и не-форма ГС), который может быть средой для совершения совместных операций с данными. В ходе практических исследований была подтверждена гипотеза о совместном владении и использовании данных.

Обучающая функция — передача навыков. Навыки отдельных участников группы дополняются и уравниваются свойствами ГС. Получение новых навыков происходит быстрее, так как участнику группы доступен одновременно как собственный опыт, так и опыт группы в целом.

Творческая функция. Творческая функция реализуется в процессе решения задач. Результат взаимодействия группы на уровне ГС уникален — непредсказуем и не является прямым следствием начальных условий. При повторном решении одной и той же задачи невозможно получить в точности такой же результат. Смыслы, находящиеся в смысловой зоне ГС, могут изменяться — преобразовываться в иные, отличные от исходных.

Познавательная функция. ГС позволяет осуществлять процессы, недоступные для реализации отдельным участником группы в индивидуальной деятельности. В результате групповых познавательных процессов обнаруживается то, что ранее не было представлено в индивидуальном опыте.

2.3. Психотехнические параметры

В психонетике работа с группой проводится через управление вниманием. Психотехнические параметры ГС обнаруживаются при выполнении операций с вниманием и последующей рефлексией состояния группы. Техники дКВ, КВ и ВМ при работе с группой позволяют выделить групповой фон как объект внимания, групповую активность как процессуальную характеристику группы, групповое «пространство» как протоформу группы, групповую не-форму как смысловую зону сознания общую для всех участников группы.

Эти параметры в дальнейшем использовались для создания психонетических инструкций работы с группой.

Групповой фон — характеристика любой организованной группы, объединённой по какому-либо признаку: общая территория, общее расписание, совместная деятельность, одинаковые интересы, социальный статус, общие цели. По сути, у любой группы есть общий объект внимания — то, на что направлено внимание в том или ином виде каждого участника группы. Признак, по которому группа объединилась, может быть общим объектом внимания. Общий объект внимания является активным смыслом, присутствующим в психике каждого участника. Аналогичное действие, выполняемое каждым участником группы, также может выступать в виде общего объекта внимания. Таким образом, групповой фон появляется при формировании группы как совокупности субъектов, объединенных общим объектом внимания или действием. В групповом фоне содержится информация о состоянии группы как целостности.

Если мы выделяем вниманием то, из чего развертывается групповой фон, то обнаруживается, что переживание имеет выраженную процессуальную характеристику и изменчивость во времени, зависимую от интенсивности групповой деятельности.

Групповая активность — процессуальная характеристика группового фона, то, из чего возникает групповой фон как наблюдаемый объект (феномен). При индивидуальной активности субъект действия является источником активности, при формировании группы возникает активность группы, одновременно порождаемая активностью каждого субъекта в группе. Групповая активность — такое состояние группы, при котором группа порождает активность, в том числе и в виде целенаправленного выбора своего состояния. Групповая активность как системное свойство группового субъекта возникает в результате появления системы как некой организованности элементов — структуры и взаимодействия между ними. Элементы системы организуются через управление вниманием участников группы. Через управление групповой активностью производится управление группой как групповым объектом. Для этого необходимо занять позицию управляющей инстанции по отношению к групповой активности — «присвоить» активность группы.

Групповая протоформа — среда развертки группового фона. Локус внимания, в котором содержится групповой фон, может быть воспринят как среда развертки смыслов. Все манипуляции с фоном производятся в этом локусе внимания, который включает в себя группу целиком. При изменении количества участников группы групповая протоформа сохраняет целостность, независимо от изменения содержания.

Для получения навыка удержания внимания на абстрактном объекте используется упражнение с воображаемой невидимой точкой. Невидимая точка — объект КВ. Упражнение выполняется в составе группы, наряду с удержанием внимания на точке, каждый участник группы фиксирует наличие общего группового процесса сосредоточения внимания и группового фона. Затем каждый участник практики добавляет новые абстрактные объекты — точки с последующим удержанием вниманием всех точек. При этом отмечается изменение качества группового фона и появлении некой среды, содержащей группу абстрактных объектов.

На данном этапе практики отмечается наличие таких феноменов как конструирование среды-субстанции для развертки данных категорий, а также выделение протоформы абстрактной группы объектов.

В отдельных случаях фон может переживаться как некий субстрат, нечто тягучее. Поскольку есть переживание себя как части фона, появляется соблазн сделать «движение», как бы «потянуть» фон-субстракт, тем самым инициировать его движение-колебание. Если перейти на язык метафор, то появляется возможность двинуть каплю меда, которая содержит всех участников практики в виде их внимания, наряду с этим являясь средой, сконструированной из внимания.

Каплю меда, как образ группового фона, можно назвать протоформой группы. Если провести аналогию капли меда с групповой протоформой, то можно отметить, что капля получает свойство склейки и удержания всех участников процесса. Чем выше концентрация внимания участников, тем плотнее и липучей капля меда. Снижение концентрации ведет к ослаблению и разрушению группового фона, что метафорически можно описать как разжижение, растекание и растворение капли меда. Стоит отметить, что «капля меда» может достаточно долго существовать в разряженном состоянии. Примером может служить повседневная практика в виде группового задания, которая может длиться достаточно продолжительное время, несмотря на отсутствие индивидуального желания единичного участника группы.

Осознанное удержание внимания на групповом фоне каждым участником приводит к увеличению «плотности» и «липкости» среды-субстрата.

В.М.

Групповая не-форма — смысловое образование, первичное по отношению к другим аспектам ГС. Групповая не-форма — это «проект» группы как совокупное знание о группе, являющийся амодальным объектом внимания, рефлексируемым как смысловое переживание. Именно это знание определяет характер свойств ГС и развертывается в свойства и параметры ГС, в результате представленные в виде конкретного группового процесса и состояния группы.

Групповая не-форма представляет собой некую смысловую зону, общую для всех участников группы. Изменение не-формы ведет к изменению состояния отдельного участника группы и всей группы целиком. Смысловая зона не-формы может выступать как буфер обмена данными между участниками группы. Через смысловую зону данные могут быть преобразованы. Данные в этом случае не представлены в виде формы и еще не являются информацией в привычном ее понимании, но могут нести сообщение на языке смысловых переживаний.

Групповой Субъект — управляющая инстанция, то, что провоцирует и направляет групповую активность. Как инстанция ГС становится позицией, занимая которую доступно управление группой и ее параметрами. При занятии позиции ГС происходит присвоение групповой активности, которая из «внешнего» наблюдаемого объекта внимания становится «внутренней» характеристикой оператора, занимающего позицию. Из этой позиции происходит управление параметрами ГС, при изменении которых меняется состояние группы.

При занятии позиции ГС индивидуально, одним участником, группа управляется как групповой объект.

При выходе в позицию одновременно всеми участниками группы возникает ГС как мета-система, свойства которой превосходят свойства группы и отдельных ее участников. В этом случае ГС имеет такой уровень организации группы, который позволяет проводить согласованную деятельность, ориентированную на операции в смысловых зонах сознания.

  • 1 Объединение частей в систему порождает у системы качественно новые свойства, не сводящиеся к свойствам частей, не выводящиеся из свойств частей, присущие только самой системе и существующие только пока система составляет одно целое. Система есть нечто большее, нежели простая совокупность частей. Качества системы, присущие только ей, называются эмерджентными (от англ. «возникать»). Тарасенко Ф. П. Прикладной системный анализ (наука и искусство решения проблем): Учебник. — Томск; Издательство Томского университета, 2004. ISBN 5-7511-1838-3.
  • 2 Холон — система (или явление), которое само по себе является целым, но вместе с этим представляет собой часть ещё большей системы. Каждая система может рассматриваться в качестве холона — от субатомных частиц до вселенной в целом. Холон является центральным понятием концептуальной системы американского философа Кена Уилбера. В качестве примера естественной холархии, то есть состоящей из холонов иерархии, Уилбер обычно приводит цепочку: атомы — молекулы — клетки — организм и т.д.

Лаборатория мета исследование: пригласить

Принимаем приглашения

На подготовку групп с гризонтальным управлением, подготовку операторов, обучение психотехникам, обучение техникам работы с психикой, на обучение, на разработку методик, к сотрудничеству.

Узнать