Интерфейс для реальности
Предусловием практики волевых психотехник является некоторый внутренний маневр — разделение поля сознания на две части.
Одна часть — это привычный для большинства людей внутренний мир, в котором воля не пробуждена и по отношению к которому «Я» является не действующим субъектом, а регистратором происходящего на сцене сознания, причем, регистратором, отождествленным с теми или иными содержаниями сознания. Представление об иллюзорности свободы воли является выводом из этого привычного состояния сознания. Содержания сознания в этом случае обусловлены стимулами внешнего мира, предыдущим состоянием и ранее принятыми решениями.
Другая часть сознания — собственно «Я», обычно отождествленное с той или иной частью психики, но которое после маневра разделения превращается в активное «Я», наблюдающее за содержаниями сознания, формирующее волевое намерение и развертывающее действия в среде содержаний сознания. Разотождествление «Я» с содержаниями сознания — предусловие развертывания волевого намерения в среде содержаний сознания. Волевые психотехники невозможны без этого маневра разотождествления.
О.Г. Бахтияров, «Активное сознание», глава 2.8.
Совершение внутреннего маневра разделения поля сознания на две части приводит к появлению опыта позиции «чистого Я», пребывания в ней и возможности действия из позиции применительно ко всему, что обнаруживается «перед» чистым Я (чистый субъект, субъектная позиция).
Совершенно правильно звучит вопрос: для чего это нужно?
Ответ прост и лаконичен: для того, чтобы все перед чистым Я стало немного пластичней.
Достижение позиции, разотождествленной со всеми функциями, средами и содержаниями сознания достигается волевой медитацией — специальным психотехническим приемом, направленным на актуализацию активного Я, противопоставленного организованностям сознания.
Успешная практика волевой медитации приводит к переживанию чистого Я как «активного ничто». Я, противопоставленное всему, что может быть обнаружено и на что может быть направлено внимание переживается как акт самоосознания. Опыт, полученный при достижении позиции чистого я может быть описан как я не это, и не это, и ни это — я — ничто (ни что).
Я — активное ничто и все доступное к восприятию и осознанию перед ним.
Среди множества «что» обнаруживается и совокупность того, с чем ранее происходило отождествление и что понималось как тело (я-тело). Однако, теперь, я не это, и не это, и не это, и не тело, и не мысли, и не личность. Я — ничто. Но, при этом, с телом прослеживается крепкая связь. Хорошая или не очень — другой вопрос, но, крепкая и, в имеющихся условиях — неразрывная. Тело существует, функционирует, взаимодействует с другими объектами, при том, что отождествление с ним вовсе необязательно.
Тело обнаруживается в той части сознания, которая противопоставлена активному Я. Также как и все прочие содержания сознания (в этой модели тело тоже содержание сознания) тело обнаруживается «перед» активным Я (перед позицией действия, перед позицией условного наблюдателя).
Через тело осуществляется взаимодействие со всеми другими содержаниями сознания. Более того, тело выполняет организующую функцию, в результате чего содержания сознания принимают узнаваемые формы.
При разотождествлении с телом, но при наличии крепкой связи активного Я и тела, тело становится аватаром чистого Я на сцене сознания. Аватаром в той части сознания, которую так соблазнительно сделать пластичной.
Итак, в результате совершения внутреннего маневра на разделение поля сознания на чистое Я и противопоставленный ему мир сознания, выстраивается схема для моделирования дальнейших действий: чистое Я (активное ничто), мир сознания, противопоставленный чистому Я и аватар чистого Я в мире сознания принадлежащий миру сознания.
Чтобы мир сознания начал проявлять свойства пластичности (податливости намерению чистого Я) в модели проекта «Аватар» практики начинаются с выделения аватара и придания пластичности ему. В этом плане аватар становится интерфейсом* чистого Я для взаимодействия с миром сознания.
Разумеется, при достижении опыта разотождествления, аватар обнаруживается в имеющихся кондициях и дефолтных настройка. Как показывает практика, использование такого интерфейса для осуществления взаимодействия с миром сознания явно недостаточно. Иными словами — реальность не поддается. Поэтому (и потому, что с аватаром крепкая связь) возникает необходимость конструирования аватара.
Конструирование аватара не является конструированием машинного ряда. Под конструированием машинного ряда понимается выстраивание дискретных структур аватара и скрепление их между собой подобно соединению агрегатных узлов. Конструирование аватара должно осуществляться через придание пластичности с возможностью роста. Структура аватару задается через пластичность, что делает ее целостной и при этом подвижной (процессуальной). Рост — это преумножение структуры за счет конфигурирования пластичности во проявление новых, ранее не существуемых (неосознаваемых) конфигураций (зон сознания/психики).
Аватар чистого Я с дефолтного становится кастомизированным. Конструирование аватара становится конструированием интерфейса взаимодействия чистого Я с противопоставленным ему миром сознания.
Среды сознания, перцептивные и неперцептивные, к коим относится визуальный модус, аудиальный модус, соматический и прочие перцептивные модусы, а также воображение, интуиция и, особо выделяемый языковой модус, зависимы от аватара и обусловлены его строением — строением органов восприятия и конфигурацией психики. Соответственно пластичность аватара в состоянии не только сделать пластичными модусы взаимодействия с миром сознания, но и актуализировать/развернуть иные модусы, посредством которых субъект (чистое Я) сможет взаимодействовать с реальностью иными, недоступными ранее способами.
Дальнейшие действия подразумевают переход к методологической части. А именно — к разработке приемов и методов придания аватару таких свойств и качеств, которые сделают мир сознания пластичным для реализации намерения чистого Я. К разработке методов развертки в психике аватара новых организованностей (психических зон), позволяющих чистому Я через аватара взаимодействовать с миром сознания на совершенно иных принципах.
* Интерфейс (от англ. interface — взаимодействие) — это инструмент взаимодействия, с помощью которого одна система контактирует с другой.