Атман, Брахман, Аватар и новые когнитивные инструменты
Не знаю как вам, а мне в различные темы, традиции и принципы быстро ворваться помогает психонетика.
Последнее, что достаточно хорошо легло в понимание — это 36 таттв из кашмирского шиваизма.
Если убрать религиозный контекст, то становится очевидно, что древние индийцы были весьма технологичны. Под технологией, разумеется понимается технология работы с собственным сознанием.
В чем же технологичность?
В то, что если взять 36 таттв легко обнаруживается, что в них дается принцип дифференциации целого от неразделенного абсолюта до мира, в котором обнаруживает себя каждый искатель знания.
Целый Абсолют, Неразделенный Космос начинает делиться. Сначала на Шиву и Шакти…
А теперь давайте отойдем от божественных имен и посмотрим на процесс с технологического ракурса.
Есть ли реальность отчужденная от сознания? Всевозможные источники говорят что нет. Да и мы на эту тему уже говорили неоднократно. Нужно будет — повторюсь, но не в этом тексте.
Говоря о технологичности древних индийцев подразумеваю технологическое понимание ими работы сознания. Где все «делается» средствами сознания, в сознании и из «материала» сознания.
Сознание можно усмотреть как целостное-неразделенное, т.е. сознание без содержаний и сознание с содержаниями.
Далее, если говорить об Абсолюте, под Абсолютом можно понимать целостное неразделенное сознание без содержаний. Природа сознания проявляется в познании. Для этого Абсолют, далее буду пользоваться термином «Сознание» начинает дифференцироваться — в сознании начинают появляться содержания. Технологичность кашмирского шиваизма, взятого для примера, описывает появлении в сознании (Абсолюте) содержаний разной степени организованности (детализации).
В первичном разделении сознание начинает проявлять себя в двух аспектах: самоосознание и переживание самоосознания в потенции к действию. Далее сознание проявляет себя, обнаруживает само в себе такие аспекты как активность-воля, знание-смыслы и действие-интенциональность. Потом происходит разделение на субъект-объект. И так далее, подробное описание чего потребует работы на целую книгу. Здесь же формат заметки, поэтому придется излагать кратко. Кому интересно может самостоятельно в поиске найти модели дифференциации абсолюта — от 36 индуистских таттв до современной психонетической рабочей модели.
В индуисткой модели есть понятие целостной индивидуальной души, самости, индивидуального Духа, Я — Атман. Также есть понятие Абсолюта — Брахман. И есть утверждение, что Атман есть Брахман.
Если далее говорить на технологическом языке, то за термином «Атман» можно усмотреть лишенный качеств и характеристик субъект, целостный в потенции дифференциации (разделения). Брахман — сознание-абсолют до дифференциации, также целостен.
Когда и Атман, и Брахман, целостны и неразделены, не имеют качеств, не имеют характеристик, и, соответственно, каких-либо границ, в этой целостности они тождественны друг-другу — Атман есть Брахман.
Более того, принцип дифференциации Брахмана и принцип дифференциации Атмана идентичны.
И Атман (Я, самость), и Брахман (Абсолют) при дифференциации обнаруживают в себе самоосознание, переживают в самооосознании себя, активны, интенциональны, имеют в себе семя самопознания. И Атман, и Брахман, дифференцировавшись в себе познают сами себя за счет проявления во всевозможных аспектах.
Технология же позволяет практику с уровня тотальной разделенности (высокодифференцированного состояния сознания) перейти к переживанию неразделенного целостного бытия до какого-либо разделения (недифференцированное состояние сознания).
Здесь возникает самый главный вопрос — зачем это нужно?
А нужно это затем, чтобы выйдя на переживание недифференцированного сознания в тождественности с ним найти способ произвольного разделения целостности. Иными словами — приводить сознание в дифференцированное состояние вне каких-либо обусловленностей.
Что это за способ будет ниже.
* * *
Несмотря на красивые теории каждый так или иначе обнаруживает себя как тело, с ручками, ножками и мыслями в виде отдельного объекта среди других одушевленных и неодушевленных объектов.
До выхода в переживание себя как неразделенной целостности (недифференцированное состояние сознания), субъект, не осознающий себя как целостность, отождествлен с телом. Но, как только состояние целостности становится доступным, отождествление себя с телом больше не требуется, ибо теперь субъект осознает себя как неразделенного Атмана, чистое Я без качеств и характеристик, активное ничто в потенции порождения намерения, которое, впоследствии, отразится в сознании формами и содержаниями.
Однако, тело никуда не девается, и целостный субъект обнаруживает обусловленность телом в дифференцированном мире сознания. Справедливости ради нужно заметить, что воспринимаемый мир есть реальность данная в ощущениях. И реальность напрямую зависит от устроения тела. Цветовая схема реальности напрямую зависит от строения глаз, звуковой спектр зависит от чувствительности барабанной перепонки, а система мировоззрения, цен и ценностей сформирована мышлением и процессами его определяющими.
Вот только для субъекта тело теперь не то, с чем он себя отождествляет, а, скорее, набор одежд, одевая которые он получает возможность существовать в имеющемся варианте реальности.
Индийские истории говорят, что истинный йог может произвольно формировать для себя тело. Т.е., истинный йог, — тот который добрался до неразделенного субъективного бытия, в переживании Атман есть Брахман способен дифференцировать сознание так, что и тело себе формирует под собственные предпочтения и задачи.
Это сформированное тело ни что иное как Аватар — репрезентация неразделенного субъекта в дифференцированном мире реальности.
Теперь вернемся к технологии.
Телу, в его кондициях, настройках, способах взаимодействия с реальностью присвоим статус Аватара. Это нужно для того, чтобы вместо бытия в теле с дефолтными настройками кастомизировать его под собственные задачи.
Идти можно двумя путями: «сверху» и «снизу».
«Снизу» — от того что имеем в дифференцированном мире будучи одним из объектов среди множества других объектов.
«Сверху» — от неразделенности субъекта к произвольной организации, иными словами в организацию произвольной разделенности.
Снизу действовать вроде бы легче, но совершенно невозможно, ибо снизу все уже жестко организовано, включая и сами законы организации. Незначительно что-то поменять можно, но в целом ничего особо изменить не получится.
Придется действовать сверху. Вот только чтобы действовать сверху, туда еще нужно попасть. Хорошая новость в том, что дорога протоптана и технология есть, как говорится, — было бы желание.
Таким образом, при действии сверху, аватар можно не только кастомизировать, но и произвольно конструировать под задачу.
Здесь стоит заметить, что конструирование аватара в существующее представление о реальности возможно только в соответствии с законами организации реальности. Проще говоря, придать аватару произвольную форму не выйдет, но вот внутри законов организации реальности субъект, осуществляющий конструирование аватара для себя, может быть свободен.
Субъект становится конструктором-оператором. Конструктор оператор должен владеть инструментами для дифференциации целостного сознания. В этом случае и аватар, и реальность (по сути реальность есть продолжение аватара, тело субъекта) становятся результатом конструирования.
* * *
Осталось поговорить что это за инструменты, которыми можно конструировать реальность.
Как уже говорилось, реальность неотчуждаема от сознания. Реальность формируется в сознании, средствами сознания и из «материала» сознания.
Психонетика — современная дисциплина, современная технология работы с сознанием.
Психонетика имеет свой инструментарий и позволяет выйти в переживание недифференцированного состояния сознания, откуда возможна произвольная дифференциация сознания до его высокодифференцированных состояний.
Природа сознания смысловая (об этом хорошо написано у Ю.Агафонова), функционирование сознания языковое. Возьму цитату Оксаны Завадской: язык — не только проводник, но и зеркало, в котором сознание начинает видеть форму себя. Здесь же замечу, что о том как сознание функционирует посредством языка хорошо описано у исследователя этого феномена — Оксаны Завадской.
Это я к тому, что при достижении недифференцированного состояния сознания становится возможным процесс произвольной (авторской) дифференциации целостного сознания.
Производится дифференциация языком и ничем другим. Язык здесь понимается вовсе не как средство коммуникации, но как система организации и связывания содержаний сознания.
Существующий язык, которым владеет субъект не может быть использован для произвольного конструирования реальности, поскольку действует в своей логике и разделение происходит именно по этой логике. Для произвольного разделения требуется иной язык, язык развертки смыслов в среды сознания.
Загвоздка в том, что таких языков не существует. Не существует не по причине невозможности их создания, а по причине неразвернутости в сознания той зоны, в которой реальность может быть организована иначе чем в существующей логике и в существующих дискретно-символьных системах (языках).
А ведь так хочется применительно к существующей реальности творить произвол. Не действовать обусловлено правилами и принципами дифференциации целого, а выйти в позицию «оператора-дифференциатора».
Разделим это утверждение на две задачи. Первая — непосредственно выход в позицию, вторая — действие из позиции по «организации мира перед собой».
Первая задача уже решена. Позиция чистого Я, позиция активного ничто, позиция субъекта, волевая позиция — технологически это отработано. Не отработано что делать из нее дальше.
Существующие зоны сознания функционируют в уже заданных настройках, иные зоны сознания неактуализированы, неразвернуты.
Из вышесказанного ставится задача — развертка зон сознания, в которых реальность может быть описана произвольно. И это языковые зоны сознания.
Мы знаем, что сознание целостно и организмично. В любой организмической системе изменение одного параметра ведет к изменению всей системы. Одним из самых перспективных направлений сейчас является эйдографика. Эйдографика строится на принципе синестезии и позволяет разворачивать смыслы (смысл — абстракция, знание вне формы, семантический инвариант) в визуальную среду. Эта особенность определяет эйдографику как язык развертки смысла. В данном случае интересно, что эйдографика — это язык, но иной, не знаковая система, а язык оперирования целостностями. Как работает эйдографика — отдельный разговор. Главное — понимать, что эйдографика раскачивает зоны сознания, отвечающие за языковую организацию сознания. Последние актуальные наработки заключаются в создании методики, основанной на эйдографировании и направленной на актуализацию языковой зоны сознания. В перспективе, применение методики должно привести к актуализации неразвернутой зоны сознания и ее организации от пси-органа до системы в виде функции, среды и содержательности. Новая зорна сознания, если рассматривать ее как один из элементов системы, спровоцирует изменение всей системы. Что, в свою очередь приведет к появлению у «конструктора-оператора» возможности иной организации сознания, и, следовательно, к конструированию реальности с использованием иных языковых принципов.