Лаборатория психонетической игры: психонетический проект

Групповой субъект

Одна из задач, которая ставится перед нами и успешно решаются, — создание эффективных социальных структур, лишённых того множества внутренних трений, которые обычно возникают между разными людьми из-за их личностных особенностей, существенно затрудняющих работу. Если рассматривать группу людей как организм, то, как правило, он глупее входящих в него участников. В лучшем случае уровень глупости этого «организма» выстраивается по уровню наименее развитого члена коллектива, а чаще и значительно ниже. Представьте себе небольшую группу, человек семь-девять. В ней определённый набор ролей, где есть лидер, кто-то козёл отпущения, есть промежуточный слой и так далее. И вот эта достаточно несложная структура, которая гораздо проще нашего сознания, начинает управлять нашим поведением, задаёт стандарты и правила взаимодействия. Но можно строить группы, равноценные по сложности нашему сознанию, тогда появляется групповой субъект, нечто дополнительное, что является такой же единицей, но представляющей уже группу в целом.

У нас есть стандартные сюжеты развития как государств, так и семей… Если рассмотреть стандартные семейные ссоры, которые возникают, — это пять-семь сюжетов, и все они достаточно примитивны. В том же случае, когда мы начинаем целенаправленно создавать группу как субъект взаимодействия, мы выходим из-под власти стандартных схем. Эффективность работы таких групп значительно выше, чем обычных. Но для их создания необходимы элементы тех практик, которые разработаны и разрабатываются в Лаборатории психонетической игры.