Целеустремленное

Целеустремленное

Для достижения цели необходимо чтобы цель была очищена от загрязнения и, главное, четко поставлена.

Как может цель быть поставлена не четко, чем она загрязняется?

Достаточно незначительно отклониться в целеполагании. После чего начинается загрязнение цели, зачастую приводящее к ее полному замещению, а потом и к окончательному растворению.

Например, некий индивид возжелал написать роман. Или песню. Или поменять деятельность. Или поменять место жительства. Или любое другое.

Пусть примером будет написание романа. Цель ясна, — садись и пиши. И тут начинаются подмены. Четкость размывается. Вместо цели «написанный роман» целью становится процесс написания романа. Это очень разные вещи. На первый взгляд разница незаметна. Но… Нужно собраться, нужно вдохновиться, нужна идея, нужна форма реализации и т.п. И вот, вместо цели написать роман, целью становится организация процесса. Процесс можно организовывать по-разному, но это уже иная цель, уводящая от первоначальной. Можно возразить, что это, в результате, приведет к достижению цели. Но нет. Истощение наступает на фазе организации процесса и дальше, как правило, дело не идет. Цель замещается траекторией её достижения.

Или же цель замещается фокусировкой на последствиях достижения цели. Что будет после написания романа. И снова цель не «написанный роман», а последствия его появления. Цель замещается размышлениями о публикации, принятием, продажах, монетизации, нетленности и прочем, уводящем от первоначальной цели, размывающим её.

Таким образом, происходит уход от цели, ее замещение и фокусировка на вещах, имеющих весьма опосредованное отношение к изначальной цели.

Цель должна быть ясна, понятна и видима.

Достижение цели прекрасно иллюстрируется процессом стрельбы из лука.

Есть лучник, лук, стрела и мишень. Задача — поразить мишень. Если лучник будет фокусироваться на процессе, думать как полетит стрела, как организовать процесс полета, как организовать процесс натяжения тетивы, — скорее всего он не попадет. Внимание будет на чем угодно, кроме цели-мишени. Тем более не попадет, если будет думать что произойдет после того, как стрела попадет в мишень.

Если же лучник сосредоточится на цели, сфокусируется в единое целое с мишенью, луком, стрелой, — стрела неотвратимо попадет в цель. Она не может не попасть, т.к. между целью и целящимся нет разделения. Никто и ничто не занято ничем, кроме фокусировки на цели.

Так и с написанием романа, так и со всеми прочими приведенными и неприведенными примерам. Есть цель, — нельзя позволять фокусу соскальзывать на что-либо не имеющее отношения к цели.

Всё, что относится к процессу достижения цели — ни что иное как траектории её достижения. Траектории важны, но они не главное. Не цель определяется траекториями, а траектории достижения цели определяются самой целью. А что касается размышлений о том, что случится после достижения цели — из области фантастики, не имеющей ничего общего с действительностью.

Это так просто, но почему-то уход от цели происходит постоянно и применительно практически ко всему. Внимание захватывается различными околоцелевыми стимулами и смещается от цели к рефлексиям процессов связанных с целью, но ею не являющимися. Поэтому всегда уместен пример со стрельбой из лука. При фокусировке на цели как на мишени, удержании вниманием только и только цели, — цель достигается оптимальным путем, даже если ее достижение распределяется во времени на достаточно большой срок.

Все лишнее отбрасывается само собой. И это применимо ко всему.

© Bлaдимиp Meлeшин в соавторстве с Оксаной Завадской
26 сентября 2020 г.