Психотехники в Боевых искусствах

Психотехники в Боевых искусствах

— Воин может владеть любым оружием, — говорил Мастер, — но суть не в этом. Воин тренируется таким образом, чтобы самому быть оружием.

В БИ есть постулат, что оружием является сам воин. Нет никакой разницы, что у него в руках. И невелика беда, если в руках ничего нет. Самурай без меча, тоже, что и самурай с мечом, только без меча. Так гласит старая самурайская поговорка.

Таким образом тренировочный процесс строится на формировании непосредственно Воина.

Как пишет Такуан Сохо, — можно изучать технику, можно изучать принцип. Изучение техники — это тренировка тела. Овладение принципом приводит к полной свободе использования техники. Техника и принцип подобны двум колесам одной телеги.

Оставим изучение техники специализированным залам. Поговорим о прикосновении к принципу.

Что нужно понять, чтобы раскрылся смысл «воин сам есть оружие»? Как достичь правильного состояния?

У древних самураев, в учителях обязательно были мастера Дзен. В Японии, колыбели боевых искусств, возможно, современные мастера Дзен осуществляют наставничество мастеров БИ. В родных пенатах о подобном не может быть и речи. Ни мастеров Дзен, ни техник, ни культурных кодов, ни соответствующих смыслов.

Да, отечественные сенсеи ездят обучаться к мастерам — носителям знания. Да, в большинстве своем виртуозно владеют техникой. Но лишь единицы из них владеют принципом. А техника без принципа — телега с одним колесом. Далеко не уехать.

Как же прикоснуться к принципу?

Первый вопрос, — где взять соответствующие знания? Дзен далек и непонятен. Да и мастеров в доступности не сыскать.
Второй вопрос, — как постичь принцип при отсутствии учителей?

Выход есть.

Современные психотехники позволяют освоить многие принципы, раскрыть их, осознать и овладеть ими.

Первое, что позволяют психотехники, — это освоить работу с вниманием. Внимание — это особое состояние сознания, благодаря которому человек направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Оно связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами, а наиболее эта связь заметна в ощущениях и восприятии. Однако, если не проводить работу с вниманием, внимание для человека выступает «субъектом», т.е. тем, «кто рулит». Практики работы с вниманием приводят изменения характера отношений с вниманием: от внимания — «субъекта» и, в чем-то нашего господина, к вниманию — «объекту» и инструменту. Это первый, важнейший и необходимый этап. Без освоения этого навыка дальнейшее постижение принципов затруднительно, если не вовсе невозможно.

Второе — это позиция. Позиция из которой направляется внимание. Позиция из которой все содержания сознания, все психические процессы, путем направления внимания (использования внимания как инструмента) могут быть осознаны как объекты восприятия.

Современные психотехники без особых сложностей позволяют освоить эти два аспекта. А дальше, освоив их, можно уверенно постигать принцип.

Позиция позволяет совершить действие. Первичное — направить внимание. Всё, на что направляется внимание становится объектом восприятия. Примечательно, что позиция разотождествлена, и, более того, — противопоставлена объекту восприятия. Дальнейшая практика приводит к четкому осознанию позиции (субъектности), объекта восприятия и внимания как посредника между ними.

Освоив навык управления и направления внимания, можно широко использовать данную функцию. Направлять внимание на объекты, возникающие в перцептивных средах, на фон, на психические процессы.

После этого появляется возможность выделить «Я» как нечто стороннее, разотождествленное с позицией из которой направляется внимание на обнаруженное «Я» и все, что за ним стоит. Также становится доступным направление внимания на объект, называемый «воин». Данная процедура позволяет выделить «воина», осознать его текущие качества и характеристики. Это, в свою очередь, приводит обнаружению возможности «воина» изменять, улучшать и трансформировать.

Полагаю, дзенские и дзен-буддистские практики приводили именно к этому. Трудно предполагать в отрыве от культурного контекста, однако, с уверенностью можно сказать, что психотехники без серьезных сложностей способны привести к этому результату.

Разумеется, возникает вопрос, что это такое — психотехники? В первую очередь это приемы и методики работы с собственной психикой, с сознанием. К ним относятся различные деконцентрационные техники, в основе которых лежит выделение внимания как функции и освоения навыка управления этой функцией, выделение сред восприятия — перцептивных сред и освоения навыка совершения действия в них, техники выделения фона как целостного объекта восприятия.

Безусловно, навыки, приобретенные в результате изучении психотехник можно применять в самом широком диапазоне. Но, поскольку заметка все-таки про БИ, то имеющиеся наработки позволяют констатировать факт ускорения прогресса при тренировках с использованием навыка. Вместе с этим повышается качество усваиваемости материала, глубокое понимание предмета изучения, и, главное, к возможности развертки Знания в средах восприятия (об этом готовится новый материал).

© Bлaдимиp Meлeшин
18 декабря 2018 г.