Преодоление себя как объекта культуры

Преодоление себя как объекта культуры

Одним из основных и важнейших аспектов геополитики является постулат, что культурные особенности народов, менталитет, психология и многое другое формируется ландшафтами и средой обитания этих народов. А в радикальном варианте этого постулата народ не является субъектом культуры, ее творцом, а лишь выполняет функцию переносчика культуры, является ее объектом.

В боевых искусствах имеется постулат о правильной культуре, к которой относятся три аспекта: культура движения, культура мышления, культура дыхания. Таким образом культурные ценности задает традиция, а человек является их переносчиком, объектом традиции.

Это иллюстрация того, что человек есть объект культуры, вне очевидного способа что-либо изменить. И, даже, погружаясь в различные практики с целью преодолеть обусловленности, вместо преодоления и возможности стать субъектом культуры, остается объектом, переносчиком традиции, поскольку сама традиция не позволяет вырваться за ее же рамки, в противном случае традиция перестает быть традицией.

Традиция — ни что иное как передаваемые культурные ценности того или иного сообщества. Можно задуматься и предположить, что возможность преодолеть традицию в традиции все же заложена. Но за нагромождением смыслов и практических особенностей, за вниманием, прикованным к правильности выполнения техник в частности и сохранения традиции в общем, аспект преодоления не виден и не выносится в проработку носителями традиций.

При таком положении вещей погружаясь в какую-либо традицию и следуя ее канонам становится невозможным преодоление собственных обусловленностей средствами традиции. В лучшем случае одни обусловленности замещаются другими. А человек так и остается объектом традиции, переносчиком культуры. Не одной, так другой.

Психонетика может быть сопоставлена с традиционными практиками, более того некоторые упражнения в психонетике имеют много общего с упражнениями в различных традициях, имеющих за собой не одну тысячу лет. Но психонетика не является традицией. Психонетика — технология. И в этом ее огромный плюс. Возможны сколь угодно мощные изменения без угрозы непосредственно технологии. В отличие от традиции, разумеется. Технология в своей потенции к изменчивости только обогащается.

В психонетике культура выполнения техники задается инструктором. Да, инструктора, понимающего суть вопроса и являющегося носителем технологии, можно сопоставить с носителем традиции. Но есть одна наиважнейшая деталь. Если в традиции нужно твердо следовать канону (по крайней мере на этом настаивают представители традиций), то в технологии, в психонетике канон нужно преодолеть больше ни используя его как канон, а действовать из отсутствия какой-либо обусловленности будь то канон, инструкция или правило.

Когда студент, под руководством инструктора выполняет технику или упражнение, по аналогии, он также является объектом культуры, хотя и в намного более узком смысле. Технологическая культура задается и инструкцией, и инструктором (под чьим руководством инструкция выполняется) изначально. Однако, психонетика, как технология, утверждает, что в процессе освоения этой самой технологии необходимо преодолеть инструкцию и выполнять ее из чистой активности, не обуславливаясь ни инструкцией, ни инструктором. О необходимости преодоления канона говорится сразу. В этом и заключается и смысл, и способ преодоления себя как объекта культуры и преобразование в субъекта культуры — творца.

© Bлaдимиp Meлeшин
Ноябрь 2017 г.