Внутренняя свобода и творчество

Что такое творческий акт? Акт творчества, как облечения в форму своих идей? Что лежит в основе этого акта? Что является движущей силой, импульсом, кнопкой «пуск»? Могу лишь поразмышлять на эту тему и поделиться наблюдениями, исходя из собственного опыта профессионального занятия творчеством, нескольких лет преподавания искусства живописи тушью в технике «быстрой кисти» и психонетической практики.

Так вот, импульс к осуществлению творческого акта — это желание изменения, изменения того, что есть сейчас, превнесение в существующее собственного творения — воплощения своих идей, творения «своих рук». Цель и мотив действия — это уже «личное дело» творца. Но если очистить данный акт от ментальных построений в виде оценки и личностной позиции, то и остается одно лишь желание изменять. Изменить существующее можно и актом разрушения, так же как и актом созидания. Эти две концепции равнозначны в условиях творческого процесса.

Откуда возникает это желание? Желание чаще всего появляется когда возникает неудолетворенность существующими условиями. В любом виде. В этом случае речь может идти также о состоянии вдохновения, которое приходит и уходит само по себе или под влиянием внешних стимулов. Вот тут мы сталкиваемся с первым препятствием на пути творческого процесса, которое обуславливает саму возможность его возникновения. То есть существование творческого процесса не зависит в полной мере от творца, от его произвольного желание, а определено наличием особого состояния «вдохновения», импульс к которому приходит из «вне».

Можно рассуждать на тему «волевой» позиции, но поверьте, занятие «волевой» позиции не всегда способствует творческому процессу. Хотя бы потому, что из «волевой» позиции обычно разворачивается какое либо состояние, и состояние вдохновения в том числе. Но в таком случае, сам процесс все равно остается обусловлен наличием состояния вдохновения. А вот тут будьте внимательны: состояние и процесс не одно и тоже, состояния разворачиваются на фоне процесса и являются его результатом. По сути, творческий процесс, как процесс преобразования, есть основной процесс проистекающий в организме нашего сознания. И в глобальном смысле этот процесс нам не принадлежит, скорее и мы сами тоже являемся его результатом.

В противоположность к не удолетворенности, как источника возникновения желания, можно выделить переживание восхищения /удолетворенности/ существующими условия. Два переживания — не удолетворенности и удовлетворенности можно рассматривать как стимул к возникновению творческого процесса. Переживание — это нечто, открывающее шлюз, через который тот творческий поток, который не принадлежит управлению нами, становится инструментом нашего произвольного волеизъявления. Этот путь давно известен и используется человечеством. Но речь не об этом, речь о свободе использования инструмента взаимодействия с миром на уровне преобразований, о свободе творческого процесса.

Так что же препятствует свободе творческого процесса? Свободе препятствует наличие обусловленностей, внутренняя несвобода творца. Начиная с обусловленности реализации творческого акта наличием состояния вдохновения и обусловленности формы творения особенностями творца (физиологическими, личностными и психологическими).

Что препятствует открытию шлюза? Во-первых, позиция «конкуренции» за авторство творческого процесса, порождаемая ЧСВ (чувством собственной важности). Во-вторых, существование собственных представлений о том, как должно быть, порождаемых желанием контроля, что является опорой нашего ЧСВ. Есть ещё и в-третьих и в-четвертых, список можно продолжать и детализировать бесконечно, может быть множество индивидуальных препятствий, но в их основе лежит один аспект — контроль, как опора для действия. Наличие контроля подразумевает наличие рамок, что несовместимо с условиями свободы — отсутствия любых обусловленностей и ограничений. Свобода необходима для реализации творческого процесса. Свобода как отсутствие. Чистый лист, который в потенции содержит в себе все, но на нем еще ничего не написали…

Возможно ли чистое проявление творческого процесса? Без влияния со стороны художника? Скорее всего нет, но многие художники стремятся к этому в своем творчестве. Существует критерий оценки художественного произведения как «свободное движение». Движение как то, в результате чего творческий процесс обретает форму.

И неважно, кому принадлежит движение, будь то движение тела или мысли. Процитирую Шаляпина: «Жест есть не движение тела, а движение души». Свободный дух живёт в свободном теле или же в свободном теле — свободный дух… суть одна.

© Оксана Завадская
Август 2016 г.